01:48
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
1 февраля 2008

Единственная встреча

Дмитрий Сагдединов, преподаватель школы искусств № 1, не просто фанат Владимира Высоцкого. Он вырос на его творчестве и впитал в себя всю силу и неистовость поэта. Всю жизнь Дмитрий читает его стихи и ставит по ним театральные композиции.        – Как впервые в детстве в пионерском лагере столкнулся со стихами Высоцкого, так всю жизнь и нахожусь под их впечатлением, – рассказывает Дмитрий Сагдединов. – Я был в младшем отряде. Мы страшно завидовали старшеклассникам, которые своей неформальной отрядной песней сделали песню «Страшно, аж жуть!». Нам до жути нравилась эта жуть, эта тайна и неформальность!      

В 1968 году одиннадцатилетнего Диму Сагдединова режиссер Валерий Исаков пригласил сняться в эпизодической роли в его кинофильме «Тихая Одесса», который ставил на Одесской киностудии. Дима жил в гостинице киностудии, Дима и Владимир Высоцкий встретились в узком коридоре гостиницы.
      

– Мне навстречу шел высокий (а тогда он показался мне очень высоким), элегантно одетый мужчина с бородой, – вспоминает Дмитрий. – От страха я прижался к стене. Высоцкий, проходя мимо, остановился и говорит: «Здороваться надо со старшими». Неживой от страха, я брякнул: «Здрасьте». И, погладив меня по голове, пошел себе дальше. Позже я узнал, что в Одессе шла премьера фильма «Вертикаль», и всех артистов, снимавшихся в этом фильме, пригласили на просмотр. Вот так я узнал, что Высоцкий – знаменитый артист и бард, песни которого подпольно слушает вся Россия.
      

Потом, в Москве, когда Дима был уже студентом МГИКа, он иногда встречал известного артиста на театральных тусовках, но так ни разу и не смог к нему подойти. Как говорит Дмитрий, реального повода познакомиться не предоставила судьба, а что-то придумывать специально не позволила скромность. Правда, позже Дмитрий пожалел о своей нерешительности.
      

– У меня был знакомый актер – Анатолий Меньшиков, который был чокнут на Театре на Таганке, – рассказывает Дмитрий. – В студенческие годы он работал там рабочим сцены и просто так, ради собственного удовольствия, брал у всех актеров интервью. Однажды он взял интервью и у Высоцкого. И, как рассказывал потом Толя, Высоцкий охотно отвечал на вопросы. Я тогда пожалел, что все-таки не решился познакомиться с Высоцким. При всей своей знаменитости, ему, по-моему, не хватало сердечного внимания людей, подлинного интереса к своей личности.
      

Судьба распорядилась так, что Дмитрий Сагдединов смог попрощаться со своим кумиром. Тогда, в июле 1980 года, он попал в Театр на Таганке, где проходила панихида по Высоцкому.
      

– Похороны были 27 июля, – рассказывает Дмитрий. – К Театру на Таганке я приехал в восемь часов утра, и все равно опоздал – вся Таганская площадь уже была забита толпой. Людская колонна протянулась вниз по набережной до самого моста на расстояние около четырех километров. Вокруг здания театра плотно стоял кордон милиции, которая по случаю Олимпиады в Москве была одета в белое. Я понял, что в помещение театра мне не попасть, и пошел назад, совершенно расстроенный. И вдруг мне навстречу – знакомый журналист, который по своему журналистскому удостоверению провел меня и одного профессора МГУ в здание театра. Я попрощался с Владимиром Высоцким.
      

Большинство так и не попало на панихиду – в 11.20 всех отсек кордон милиции. И чтобы увидеть, как выносят гроб из театра, люди стали забираться на все возвышенности – на столбы, крыши киосков, магазинов. Когда от здания театра отъезжали автобусы на кладбище, многие побежали за ними. Я вышел из театра, и меня сдавила толпа. Никто не расходился, все просто молча стояли перед театром. И тогда работники театра догадались вставить в оконный проем, выходящий на площадь, большой портрет Высоцкого – тот самый, где он сидит на корточках и невыносимо глубоко смотрит вам прямо в глаза. Этот портрет висел над гробом на панихиде. Так, через этот портрет, все прощались с любимым поэтом. А когда его начали убирать, поднялся настоящий вой. Люди начали скандировать: «Портрет! Портрет! Портрет!». И тогда его вставили обратно в оконный проем. А толпа начала аплодировать портрету. 
      

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать