14:52
четверг,
25 апреля 2024 г.
11.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 апреля 2008

Судебный ринг

Территориальные администрации районов Ярославля формируют списки присяжных заседателей для участия в судебных процессах в 2009 – 2012 годах. Каждый член коллегии присяжных получает единовременное вознаграждение, равное средней зарплате судьи областного суда. При этом законом не предусмотрено суровой ответственности присяжного за ложные сведения о себе либо сокрытие информации, необходимой для беспристрастности приговора.Месяц назад с обвиняемых в ограблении зала игровых автоматов на ул. С. Орджоникидзе и убийстве оператора этого зала – молодой женщины, находившейся на восьмом месяце беременности, – после оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей прямо в зале областного суда сняли наручники, выпустили их из клетки. Они покинули здание областного суда свободными людьми. Направляя в Верховный суд кассационный протест, государственный обвинитель посчитала, что на присяжных оказывалось недопустимое эмоциональное воздействие.      

В больнице, с отдельным входом
      

– Мне горько и больно, – признается гособвинитель Елена Смирнова. – Я убеждена, что именно эти люди совершили преступление.
      

… Двадцатилетняя Полина Лапушинская была настоящей лапушкой. Даже то, что утром 7 мая 2007 года она заняла место за столиком оператора игрового зала на ул. Серго Орджоникидзе, было следствием ее отзывчивого характера. У напарницы скоропостижно умер отец. Полина ее подменила, хотя самой нездоровилось – все-таки третий триместр беременности! Да и вообще она собиралась увольняться, и данную смену воспринимала чуть ли не как последнюю. Она действительно оказалось последней … в ее жизни.
      

Полина пришла в зал игровых автоматов в полдевятого утра. Сменщица, передав ей поясную сумочку с извлеченной из автоматов суточной выручкой – 18 тысяч рублей, распрощалась. Работавший ночью охранник ушел еще раньше. Тревожной кнопки в заведении не было.
      

По данным судмедэкспертизы, смерть девушки наступила с 8.45 до 9.25. Ее залитое кровью тело с 23 ножевыми ранениями обнаружил инкассатор. Жительница соседнего дома слышала крик ужаса и боли. Характер повреждений свидетельствует, что будущую мать, округлившийся животик которой невозможно было не заметить, добивали лежащей.
      

Согласно оперативной информации, преступление совершили четверо жителей Резинотехники и Лесных Полян от 21 лет до 29 года. Но суд отказался выдать санкцию на их арест по горячим следам – подозреваемый в убийстве представил справку, что в первой декаде мая лежал в инфекционной больнице. Позднее выяснилось, что в больнице он занимал одноместный платный бокс, располагавшийся этажом ниже основной части отделения и имевший отдельный вход с улицы, ключи от которого передали щедрому – при этом не работавшему – пациенту. Его машину запомнили стоящей под окнами.
      

Против обвиняемых свидетельствовали так называемые засекреченные свидетели – они скрылись под псевдонимами и говорили из специальной комнаты через искажающие голоса динамики. У защиты свидетелей было больше. Присяжные видели их лица, слышали их голоса… и не подозревали, что многие из доброхотов – судимы, кто-то даже отбывал срок вместе с подсудимым. Информировать об этом «общественных судей» запрещено.
      

– Только в процессы с участием присяжных заседателей приходят в таком количестве свидетели, среди которых много ранее судимых лиц, обеспечивающие подсудимым алиби, – делится своими наблюдениями гособвинитель Елена Смирнова. – При рассмотрении уголовных дел другим составом суда подобных свидетелей либо нет, либо они держатся по-другому.
      

По мнению, Елены Владимировны, количество таких свидетелей в судах присяжных переросло в качество. Это сказывается тем сильнее, что и о многих деталях биографии подсудимых присяжным тоже знать не полагается. Например, в ходе данного судебного процесса для них осталось за кадром, что двое из подсудимых осуждены условно, третий ранее привлекался к уголовной ответственности за кражу, а тот, на кого указывали как на убийцу, был не единожды судим за угоны, грабежи, кражи, в частности в последний раз приговорен к восьми годам лишения свободы. Освободился условно досрочно… А присяжные видели молодых людей, чем-то похожих на собственных детей и внуков.
      

Великое дело – образ, особенно если над его созданием поработают опытные «имиджмейкеры»!
      

К слову, решением судьи-председательствующего явки с повинным и чистосердечные признания подсудимых были исключены из числа допустимых доказательств.
      

Леди Макбет Заволжского уезда?
      

Защита всячески подчеркивала иррациональность совершенного злодеяния. Если следовать этой логике, на убийство матери и нерожденного дитя могли пойти разве что лица с нарушенной психикой – мечтающий уколоться наркоман, насмотревшийся боевиков шизофреник или … женщина. Шерше ля леди Макбет Заволжского уезда?
      

По мнению же обвинения, многие признаки указывают на то, что преступная акция была заранее спланирована и тактически разработана. Преступники учли, что к полдевятому утра, как правило, заканчивают работу окрестные дворники. Но расположенный рядом магазин «Виномания» какое-то время еще закрыт. Дежурящая чуть ли не круглые сутки у торца дома мобильная группа частного охранного агентства как раз с 8 до 9 утра уезжает на пересменок, а охранники самого заведения после извлечения денег из игровых автоматов уходят, не дожидаясь приезда инкассаторов.
      

Таким образом, присяжным были представлены, по сути, больше чем две версии преступления – два мироощущения. В первом городская среда «предстает» как урбанистически иррациональная, этакие дикие джунгли большого города. Присяжным как будто предлагалось «сверить» эту картину мира с собственным его восприятием. Но в этой коллегии из 12 голосующих присяжных семь были женщины преимущественно в том возрасте, в каком обычно устраиваются кондукторами для работы в автобусах и троллейбусах. (44 года – самая молодая). Поколение, социально … уязвленное? Обиженное иррациональностью бытия?
      

…Коллегией присяжных рассматривают только дела по обвинению в особо тяжких преступлениях, по которым в качестве меры наказания предусмотрена смертная казнь, и лишь по ходатайству самих обвиняемых. Чтобы решение присяжных было взвешенным, эмоционально давить на них запрещено. Например, нельзя демонстрировать фотографии погибших – какими они были при жизни и как их обезобразила смерть. Табу – кровь, труп. В Америке, кстати, присяжные во время процесса превращаются в отшельников и живут в специальных гостиницах без общения с близкими, телефона и телевизора. Во время же рассмотрения дела об убийстве Полины Лапушинской по одному из ярославских телеканалов прошел сюжет о том, что признательные показания подсудимых получены под давлением. А под занавес судебного процесса адвокат обвиняемого в убийстве произнесла запомнившуюся фразу:
      

– Помимо того, что я адвокат, я еще женщина, мать, – сказала Инна Зорина. – Человека с душой убийцы я бы не стала защищать!
      

Наверное, это звучит даже сильнее, чем клятва на Библии. Тем более, что бесспорных улик против подсудимых – отпечатков пальцев, следов крови на одежде и тому подобного – обвинение не представило.
      

Присяжные думали над вердиктом всего около получаса, полным составом проголосовав за оправдательный. Таким образом состязание между защитой и обвинением закончилось «со счетом» 12:0.
      

Присяжный… судимый
      

А гособвинителя, начальника отдела областной прокуратуры Алексея Матвеева, беспокоит, что обществом – и федеральным законом – выдвигается слишком мало требований к присяжным заседателям. Присяжным может быть любой гражданин России старше 25 лет, не имеющий неснятой или непогашенной судимости, дееспособный. Ограничения по социальному или имущественному положению, расе и национальности, полу и вероисповеданию не допускаются.
      

– А, к примеру, в царской России присяжными становились люди, состоятельные не только в имущественном, но и в социальном плане, – констатирует Алексей Ярославич.
      

По словам Елены Смирновой, ей не единожды уже приходилось поддерживать обвинение перед коллегией присяжных, в которой значительную часть – до трети! – составляли люди, когда-то прежде осужденные или имеющие судимых детей. Можно ли в этом случае надеяться на беспристрастность правосудия?
      

Сейчас мэрия Ярославля в лице территориальных администраций в соответствии с переданными на муниципальный уровень полномочиями формирует списки присяжных заседателей для участия в судебных процессах в Ярославском областном суде и в военном суде Московского военного округа на 2009 – 2012 годы. Как рассказал главный специалист по обеспечению общественного порядка и развитию общественных форм безопасности территориальной администрации Фрунзенского района Александр Иванович Гаврилов, по Фрунзенскому району необходимо включить в основной список 400 кандидатов в присяжные заседатели, в дополнительный – своего рода скамейка запасных – еще более 1000. Базой служит система «Газ-Выборы», использовавшаяся в ходе недавней избирательной кампании. На первом этапе путем случайной компьютерной выборки определяется круг потенциальных кандидатов, из которого отсеиваются лица, не подходящие по возрасту, недееспособные, а также состоящие на учете в психоневрологическом диспансере, наркологической больнице, осужденные. По словам Александра Ивановича, немало людей от предложения стать присяжным отказываются, ссылаясь на занятость. Но есть и такие, кто наоборот, не надеясь на компьютерную выборку, просит их в списки включить. Правовую экспертизу единого по городу «реестра присяжных» поднее проведет государственно-правовое управление администрации области.
      

Другое дело, что определенный федеральным законом круг сведений, которые нужно документально подтвердить для включения кандидата в список присяжных, очень скуден. Суровой же ответственности за сообщение присяжным ложных сведений о себе либо сокрытие информации, имеющей принципиальное значение для беспристрастности приговора, не предусмотрено. 
      

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать