Куда деть утильсырье
В советские годы в утиль можно было сдать все – макулатуру, металлолом, одежду. Аптеки принимали бутылочки из-под зеленки, йода и пилюль. В деревнях сдавали даже золу! Ею удобряли колхозные поля. Система сбора и утилизации вторсырья была организована четко. Каждую весну, в субботник, по домам ходили пионеры и освобождали жителей от накопившегося старья, а бутылки принимали в магазинах и пунктах приема стеклотары. В наше время сбор вторсырья отдан в руки бизнеса.– Поначалу, в 90-е годы, в городе открывалось много фирм по сбору макулатуры и металлолома, – рассказывает Людмила Иванова, директор одной из небольших фирм по сбору макулатуры. – Но вскоре почти все они закрылись. Сейчас их осталось всего пять-шесть на весь город. Фирмы, специализирующиеся только на сборе макулатуры и не имеющие дополнительного бизнеса, не могут удержаться на рынке. Стабильно работают фирмы, которые производят туалетную бумагу или заключают договоры с крупными поставщиками макулатуры. А вот горожанам этих услуг не хватает, и свои старые книги, газеты, журналы они просто выносят на помойку. Когда макулатура стоит 50 копеек за килограмм, кому интересно за такие деньги ее сдавать?Для поддержания бизнеса фирмы по сбору макулатуры предлагали восстановить пункты по приему вторсырья. Но проблема уперлась в деньги, и ничего из этой затеи не вышло.
– В 2000 году мы предлагали поставить палатки для сбора макулатуры, – рассказывает директор фирмы «Магнетта» Владимир Малышев. – Но для фирм это дорого, идея так и не была воплощена. Поэтому мы принимаем макулатуру у себя на базе. Можем и выслать машину по заявке, но только если макулатуры накопилось более 300 кг. С более мелкими объемами работать неинтересно.
По тем же причинам невыгодно работать с простыми смертными и сборщикам металлолома.
– Если человек, например, хочет избавиться от старой ванны, – поясняет директор фирмы «Гермет» Олег Соловьев, – то, сдав ее фирме, занимающейся сбором металлолома, он выручит максимум 120 рублей. Маловато? Посчитайте сами. Одна тонна чугуна стоит сегодня 620 рублей. Ванна весит килограммов 700. Чтобы ее увезти, фирма высылает машину. Эта поездка обойдется от 800 до 1000 рублей в час – у кого как. И в результате хорошо, если за ванну заплатят 120 рублей. Да за такие деньги сейчас никто и с кровати-то не встанет. Населению более-менее выгодно сдать пришедшую в негодность машину, которая весит около тонны. За нее можно выручить от 4 до 5 тысяч рублей. Поэтому фирмам нашего профиля выгоднее работать с предприятиями.
Но если обыватель не считает нужным отдавать пришедшие в негодность «железо» в металлолом, на нем зарабатывают другие. Старую газовую плиту или ванную, вынесенную на ближайшую помойку, тут же подберут, сдадут в металлолом и выручат за нее деньги посредники. Этот бизнес в городе развит хорошо. Он крепнет именно на неспособности людей доставить свое утильсырье до места назначения.
Однако даже целая армия посредников, которые забирают с помоек металлолом и макулатуру для продажи, а одежду – для дальнейшего употребления, не могут справиться с накопившимся мусором. Люди освобождаются от старого имущества гораздо быстрее, чем работает «народная» сортировка на помойках. Старья становится все больше, а значит, отсутствие пунктов по сбору вторсырья ощущается все острее.
– У меня на даче скопилось много металлолома – старая газовая плита, железная кровать, еще какие-то железяки, – рассказывает пенсионер Владимир Иванович Колесов. – Я, рассуждая логично, начал искать фирмы по сбору металлолома. Каково же было мое удивление, когда почти везде мне сказали, что если я оплачу машину – а это примерно 800 рублей в час, – то только тогда за моим металлоломом приедут. Что делать, я так и не решил пока. Наверное, придется заплатить. Помойки расположены далеко от дач – вынести железо самому не под силу.
– Конечно, пункты по сбору вторсырья нужны, – говорит начальник управления охраны окружающей среды мэрии Владимир Овчинников. – Например, фирмам, собирающим металлолом, всегда его не хватает. Предприятий, работающих с металлом, в городе с десяток. И металлолом – нарасхват. А были бы пункты по приему металлолома – люди, доносили бы нужные объемы. То же самое и с макулатурой. Была бы сеть приемных пунктов – не было бы вообще вопросов. Это, конечно, удобно. Но для их организации и содержания требуются немалые средства.
Легче всех утилизируются бутылки. Приемные пункты по сбору стеклотары работают стабильно. Да и деньги с этого вторсырья сборщики получают легко и в достаточном количестве. Рассказывают, что через два часа после массовых мероприятий в городе уже не найти ни одной бутылки. Но и здесь есть проблема – в пунктах принимают только бутылки. А людям уже некуда девать и банки.
Другие новости раздела «Общество»






Комментарии