17:22
среда,
24 апреля 2024 г.
11.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 декабря 2006

Подводные вотчины Юрия БАРЫШЕВА

Известный фотожурналист, заслуженный работник культуры, преподаватель фотожурналистики в педунивеситете Юрий Иванович БАРЫШЕВ обобщил свой полувековой рыбацкий опыт в книге «Рыбалка в Ярославской области, или Рыбацкие страсти по-ярославски».  
Костюм со свалки

Юрий Иванович - один из немногих старейших подводников области. И помнит времена, когда в магазинах можно было купить только ласты и маски. А костюм и подводное ружье мастерили сами. Выпускали гидрокостюмы на «Резинотехнике» для оборонки. В продаже их не было. Зато на заводскую свалку выбрасывали бракованные детали. Подводники собирали их, клеили, кроили. Свое первое подводное ружье Юрий Иванович сделал по чертежам московского подводника, в миру - инженера.

- Один мой знакомый из-за этого самодельного костюма так и не стал подводником, - вспоминает Юрий Иванович. - Всю зиму он проверял герметичность своего костюма - ложился в наполненную водой ванну, а жена вставала на него ногами, чтобы притопить. «Не течет», - гордо заключал он. И ружье ему удалось на славу - руки у него золотые. Уж как ждал весны! В начале мая вытащил меня на Солоницу - знатные места для подводной охоты. Имейте в виду, подводник на гидрокостюм должен надеть грузовой пояс и, войдя в воду, осторожно выпустить из костюма воздух. Если в нем есть клапаны, то это произойдет автоматически, по мере погружения. А какие клапаны на самодельном одеянии? Мой нетерпеливый знакомый, забыв и про грузовой пояс, и про предосторожности, в размаху вбегает в воду и плашмя падает на живот. Воздух моментально переходит в ноги, превращая их в поплавки. Парень завис вниз головой, одни ласты из воды торчат. Я как был в спортивном костюме, так и прыгнул в холодную воду. Вытащил горе-подводника. На этом его подводная карьера закончилась, он продал снаряжение на следующий день.

Первые нормальные ружья и гидрокостюмы для подводной охоты появились в середине 80-х.
Подводники используют арбалеты и пневматические ружья. В наших водах видимость плохая, поэтому предпочтение отдают оружию ближнего боя. А выбор гидрокостюма зависит и от уровня экстремальности подводника. Некоторые ярославские подводники используют «сухие» костюмы, герметичные: надеваются они на теплую одежду. Существуют костюмы «мокрые». Влезть в них можно только с мылом.

- В литр воды добавляем колпачок шампуня, лучше детского, - удивил Юрий Иванович, - этим раствором смачиваем неопрен. Раздеваешься догола, плавки тоже противопоказаны, и быстро «вмыливаешься» в костюм. Несколько ярославских подводников и зимой идут в воду в «мокрых» гидрокостюмах. Самое неприятное зимой - надеть его, а потом становится тепло. Плавать в нем можно 3 - 4 часа.

В полынью за сомом

В августе и сентябре Которосль становится вотчиной подводников. В ее верховьях, ближе к Ростову, встречается много ям. Они у рыбаков числятся под номерами. Ямы эти глубиной семь - десять метров, и в них много затонувших деревьев. Вот в таких завалах и стоят стада язей. Можно встретить и крупного судака, щуку, леща. Попадается сом. Но на крупную рыбу нужно хорошее, мощное подводное ружье, лучше с катушкой.

Юрий Иванович помнит, какой богатой на рыбу была Которосль. Мальчишкой он наблюдал, как в послевоенные годы приехали на берег реки солдаты, завели невод. Оглянуться не успел - а на берегу выстроилась батарея из нескольких плетеных коробов, набитых лещами, язями, головлями, щуками. И какими по размеру! Беднеть река начала в восьмидесятые, когда с полей потекли реки удобрений, «подсобила» и мелиорация, а позднее - браконьеры.

От рук человека пострадала и Солоница. Было время, когда подводники начинали свои охотничьи басни с Солоницы. Юрий Иванович охотился в основном рядом с мостом у Малых Солей. Такие щуки, окуни и язи попадались, что гарпун самодельного ружья не всегда выдерживал.

- Язей я всегда находил в зарослях подводного стрелолиста. Рыба вообще любит эту траву. В ней отдыхают щука, линь, карась, в половодье стоит лещ. Если лещ серебристый с голубизной, значит, местный, а бурый, замшелый, грязно-желтый - пришел с Волги. Крупные окуни стоят по две-три штуки, часто под листьями кувшинок. Судака чаще всего можно встретить на границе зарослей кувшинок в русле реки.

Но на одном из заводов в Нерехте произошла утечка соляной кислоты. Погибла не только рыба, но и растительность. Нет больше на Солоницах буйных зарослей стрелолиста. Не стало и той рыбы. Но рыбак здесь все-таки может получить удовольствие: успешно можно удить и в проводку, и на донку, и спиннингом. Можно взять хорошего жереха, редко, но встречается и сазан.

Тем, кто не ищет легких путей, Юрий Иванович рекомендует охоту на Устье, выше Семибратова. При обилии растительности охотиться там очень трудно, но упорные могут взять щуку, язя, голавля и даже судака.

- Есть и сом, - открывает секрет Юрий Иванович, - но летом его в этих местах практически не взять. Зимой сом скатывается в глубокие ямы, которых здесь множество. Подводники приезжают в такие места зимой. Бензопилой вырезают большую полынью и с фонарем при надежной страховке спускаются в такие ямы. Для этого нужна немалая смелость, но мне такой способ напоминает браконьерство. Ведь рыба на зимовке малоподвижна. Щуки, например, набиваются в яму, друг на дружке лежат, на носу их плотва может примоститься, а хищники не шелохнутся.
Какой рыбак без рекорда

С рекой Сарой, что между Ростовом и Петровском, связан личный рекорд Юрия Ивановича. В конце 70-х он вместе с женой отправился к родственникам в Москву. Решили порадовать их свежей рыбкой. Приехали на реку под Ловцы. Два часа Юрий Иванович плавал безуспешно. Зато потом...

- Вижу, среди кувшинок лежит огромная щука. Что делать? Ружье слабенькое. Но не упускать же добычу! Против течения осторожно подхожу к месту. Обычно рыбу бьют под жабры. Я же вижу только хвост и часть туловища. Была не была - стреляю вдоль туловища. Резкий рывок, буря ила и песка, я пошел на поверхность. Плаваю наверху, держу ружье, а внизу в мути кругами ходит щука. Долго так держать рыбу нельзя, разорвет себя и уйдет. Течение сносит муть, и я вижу страшную картину. В траве стоит щука с головой приличного крокодила. Не смейтесь! Под водой все предметы на треть крупнее кажутся. Знал бы, что такая большая, и стрелять бы поостерегся. Ныряю, обхватываю щуку рукой, рука попала в жабры, ободрал пальцы. Пыхчу, воздуха не хватает, кое-как прижал рыбину к боку и поднимаюсь на поверхность. Мне бы воздуха глотнуть. Едва выполз на берег. Жена ахнула. По дороге заехали в магазин, попросили взвесить - четырнадцать с половиной килограммов щучка!

В рыбацкой жизни Юрия Ивановича были и курьезные случаи. Кто из рыбаков не знает Соть - рыбье Эльдорадо. Юрий Иванович несколько раз плавал по реке с маской и ружьем. Наведался как-то к деревеньке Мыс, там омут большой и глубокий. Вода чистейшая, видимость не меньше пяти - семи метров. Нырнул. И вдруг из глубины появляются очертания... «Беларуси». Стоит на дне новехонький голубой трактор. Ошеломленный, вынырнул прямо пред очи бабульки. Та, уяснив наконец, что перед ней не водяной, запричитала: «Это намедни наш Пашка пьяный сиганул в ентот омут прям с берега. Хотел переехать реку, да спьяну брод перепутал».

Многие рассказы Юрия Ивановича с печальной ноткой. Пятьдесят лет рыбачит, есть что вспомнить и с чем сравнить. Изводит человек рыбу. На смену рыбакам, часами «медитирующим» со спиннингом или поплавочной удочкой, приходят люди, хорошо оснащенные, на катерах с мощными моторами, с суперснаряжением, «выгребающие» рыбу мешками. Но суть настоящего рыбака, по мнению Юрия Ивановича, в другом:

- Люди, увлеченные рыбалкой, в большинстве своем романтики. Им нужна не просто добыча! Их манят новые места, новые приключения, новые эмоции, новые страсти!
Автор: Ирма БУШЕЛАШВИЛИ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать