13:02
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
9 июля 2008

Обратить внимание на себя

На состоявшейся 1 июля пресс-конференции владыка Ярославский и Ростовский Кирилл рассказал о своем участии в эпохальном Архиерейском соборе – первом после состоявшегося в прошлом году объединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. На нем архипастыри приняли положение о церковном суде и открыто выступили против закрепленного в законодательстве светского понимания прав человека, а еще уточнили позицию Московского патриархата в отношении попыток преодолеть тысячелетний раскол внутри христианства.        Ввиду важности включенных в повестку дня собираемого раз в четыре года собора, на него приехали даже страдающие старческими немощами архиереи, которым далеко за восемьдесят. Прибыли епископы зарубежных приходов во главе с новым главой Русской православной церкви за рубежом митрополитом Илларионом.       

 – Основной темой собора стало единство Церкви, – отметил на пресс-конференции владыка Кирилл. – Сердца православных глубоко задевает нынешнее положение Украинской православной церкви. В начале 90-х годов прошлого века на Украине произошел раскол, который возглавил митрополит Филарет, впоследствии лишенный сана. Благодаря активной позиции митрополита Киевского Владимира, удалось в значительной степени восстановить позиции. Но проблемы с Римско-католической и Греко-католической церквями – огромные. Кафедра греко-католического первоиерарха сегодня находится в Киеве, а не во Львове, как это было исторически. Украинское государство настойчиво требует объединения Церквей, называющих себя православными. У приходов Московского патриархата пытаются отбирать имущество, причем процесс выходит за рамки западных областей Украины. Свое влияние греко-католики распространяют на Белоруссию и Молдавию.
      

Московский патриархат трактует это как попытку обращения в другую веру. Ведь ликвидированная в 1946 году и возродившаяся во времена перестройки Украинская греко-католическая церковь относится к униатским – сохранившим восточно-христианские обряды, литургические и канонические особенности, но подчинившимся папе римскому.
      

Корни этого процесса уходят в глубь веков. На протяжении целого тысячелетия после возникновения христианская церковь была единой. При этом несколько церковных центров были наиболее влиятельными, в том числе Римский и Константинопольский. (Константинопольская кафедра пользовалась привилегиями столичной, а константинопольский патриарх в эпоху Византии стал именоваться Вселенским.) Своеобразная теологическая и политическая конкуренция между римскими папами и константинопольскими патриархами привела в 1054 году к расколу христианства на Западную и Восточную ветви. Таким образом, католичество и православие как религии имеют двухтысячелетнюю историю, но как собственно Церкви они – можно считать? – на целое тысячелетие моложе. Древнейшие русские епархии, в том числе Ярославская, создавались в эпоху единой христианской Церкви.
      

– Уже первые контакты между католичеством и православием были драматичны, – напомнил знаток истории церкви, кандидат исторических наук, начальник отдела научных исследований ЯГПУ Александр Еремин. – В XII веке один из императоров Византии попытался подчинить православную церковь Риму в обмен на политическую и военную поддержку против угрожавших его стране турок, но потерпел фиаско. В 1439 году под давлением своего императора и Рима в условиях, когда Византии угрожала огромная армия турок-османов, православные иерархи подписали «флорентийскую унию», подчинившись римскому престолу. Но обещанной военной помощи не последовало, и турецкий султан, захватив Константинополь, уничтожил столицу православия и саму Византию.
      

Но византийские вероисповедание, культура и идеология не погибли. Племянница убитого в бою последнего византийского императора Софья Палеолог стала женой великого князя московского Ивана Третьего, который сделал русским гербом византийского двуглавого орла и провозгласил национальную идею о том, что Россия через Византию является преемницей Римской империи как мировой державы и мирового центра христианства. «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать».
      

…Предшественник нынешнего папы римского Иоанн Павел II для преодоления тысячелетнего раскола внутри христианства настойчиво искал встречи с Патриархом Московским и всея Руси, но умер... Попытка сплотить христианский мир окончилась?
      

Критика патриарха
      

Косвенно опровергает это осуждение Архиерейским собором вызывающих заявлений владыки Чукотского Диамида, настаивавшего на полном прекращении контактов Церкви с представителями иных православных конфессий и других религий.
      

По словам Александра Еремина, Русская православная церковь еще в советский период участвовала во Всемирном совете церквей, подталкиваемая к этому государством, желавшим продемонстрировать «открытость, демократичность советского общества». При этом она отнюдь не стремилась к реальному объединению, ограничиваясь поиском путей решения обусловленных кризисом морали и нравственности общемировых проблем. Но в конце 80-х годов на волне перестройки и изменения общественной парадигмы некоторые священники выступили за обновление Церкви, в том числе – ведение службы на русском языке, отказ от ряда литургических канонов, реальное сближение с иными христианскими конфессиями. С «неообновленцами» полемизировал патриарх. Но приход в Церковь священников из среды научной интеллигенции в последние годы усилил «либеральное крыло» в РПЦ. Его влиянию можно приписать проведение в Москве накануне саммита «большой восьмерки» представительного межрелигиозного саммита, участники которого договорились «хранить мир, заповеданный Всевышним». В ответ на упреки консервативно настроенных священников о том, что у нас нет единого Всевышнего с иноверцами, было заявлено, что эта фраза имеет дипломатический смысл, а сам форум подтвердил вселенский статус Московского патриарха и рост политического влияния Москвы. Но консервативное крыло это не удовлетворило.
      

– Ситуация накануне Архиерейского собора накалилась, – констатирует Александр Еремин. – В Интернете появилась информация о готовящемся ультимативном письме 124 священников. И хотя часть подписей, говорят, была подделана, факт подготовки самого документа не оспаривается. Выразителем воли этой части клира стал епископ Диамид.
      

Еще и раньше в его выступлениях звучали критика внешних контактов Московского патриархата.
      

– На соборе обсуждалась жесткая, бескомпромиссная позиция епископа Чукотского Диамида, открыто выступившего против некоторых церковных устоев, – объяснил Владыка Ярославский и Ростовский Кирилл. – За исключением одного участника дискуссии его никто не поддержал даже частично. Епископу Диамиду дана возможность обратить внимание на себя и принести покаяние перед священноначалием той церкви, епископом которой он являлся, решения которой поддерживал.
      

– Во имя единства Церкви архиереи сплотились на центристской, консолидирующей платформе, – полагает Александр Еремин. – Согласно ей, Церковь не должна модернизироваться, потому что лишь православные предание и традиции наполняют ее Духом Божим. В то же время «стремление к религиозному изоляционизму является проявлением раскольнического и сектантского сознания».
      

Итак, контакты с другими конфессиями будут продолжены. Но, по мнению Александра Еремина, нельзя не учитывать заложенные в западной и восточной религиях глубинные мировоззренческие противоречия, которые сформировали цивилизации с разными менталитетами. Не случайно РПЦ выступила против гедонистических ценностей Запада, считающего высшим благом свободу личности и все, что приносит наслаждение.
      

– Сегодня права человека воздвигаются в качестве некоего кумира, хотя это права греха, а не права свободных личностей, устремленных к Богу, – отметил архиепископ Кирилл. – На Архиерейском соборе была принята концепция о правах и свободах человека на основе нашего вероучения, которая признает недопустимым и опасным истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика. Не являясь Божественным установлением, права человека не должны вступать в конфликт с Откровением Божиим.
      

И все же стремление преодолеть тысячелетний раскол внутри христианства, по мнению Александра Еремина, будет одной из главных коллизий XXI века. Кто светел – тот и свят?
      

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать