Бокс для ненужных детей
В Ярославской области только в прошлом году семьдесят матерей добровольно отказались от своих детей, оставив их в роддоме.
Анонимное избавление?
В 2010 году таких женщин было девяносто. Однако статистика все равно неутешительная, особенно если вспомнить о тех младенцах, тела которых время от времени находят в канавах, лесополосах и мусорных баках. На днях о такой страшной находке рассказали региональные СМИ. Замерзшую малютку люди нашли буквально в самом центре Ярославля на улице Большой Октябрьской – она лежала… в мусорном контейнере.
Впрочем, надо признать, что во все времена были те, кто бросал детей, и те, кто их спасал. В России подкидышей всегда ждала печальная участь. Даже если по счастливой случайности они оказывались в одном из сиротских приютов, редко у кого судьба складывалась удачно. Однако это была жизнь.
Сегодня проблемой брошенных детей озаботились даже в благополучных странах – Франции, Германии, Чехии, Японии, США. Там повсеместно стали появляться так называемые бэби-боксы. Это не что иное, как специальный инкубатор, внутри которого есть колыбель. Здесь поддерживается специальный температурный режим. Само сооружение вмонтировано в стену здания – как правило, больницы или социального учреждения. Одна дверца бокса находится на улице, а вторая – внутри помещения.
Действует он таким образом: женщина, не желающая воспитывать ребенка, открывает бокс снаружи и кладет младенца в кроватку. Затем она закрывает дверцу, либо та закрывается сама через несколько минут. После этого бокс снаружи уже нельзя открыть. Как только ребенок оказывается внутри, на специальном пульте в помещении начинает мигать лампочка или раздается звонок. Дальше все просто: малыша забирает медсестра и приносит в отделение. И хотя мамаша, оставившая дитя, не несет уголовной ответственности (за исключением тех случаев, когда у ребенка обнаружены телесные повреждения), о найденыше непременно сообщают в органы опеки и полицию.
Однако далеко не все в нашем обществе относятся положительно к подобному нововведению. Вот что пишет на сайте один из противников бэби-боксов.
– Их нельзя устанавливать ни в коем случае, это только увеличит количество отказников! Те, кому дети вообще не нужны, все равно будут выбрасывать их в мусорные баки. Женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, надо просто подсказать, где находится ближайший приют. А так получается, что государство прямо говорит им: помогать воспитывать ребенка я не буду, зато могу помочь быстро анонимно от него избавиться.
Найдите им семью
Отчасти согласна с этим утверждением и Людмила Шакола, заместитель главного врача ГУЗ «Областной специализированный дом ребенка №1».
– Может быть, в обществе с более высоким уровнем культуры и моральных устоев подобные нововведения и оправданны. Я, откровенно говоря, не уверена, что наши женщины повезут новорожденного откуда-нибудь из отдаленного района области в Ярославль, чтобы положить его в бэби-бокс. Они в лучшем случае где-нибудь на скамейке его оставят, а в худшем лишат жизни. Понимаете, для таких мамаш нет ничего святого, многие из них уже спившиеся и опустившиеся люди. Я видела таких не раз и скажу вам прямо: они с легкостью принимают решение об отказе от ребенка, и совесть их потом не мучает.
Конечно, бывают исключения. Не так давно к нам пришла одна женщина, два месяца назад она отказалась от малыша, но потом одумалась. Кстати, женщина замужем, и муж в ее решении вернуть ребенка сыграл не последнюю роль.
Безусловно, жизнь у всех складывается по-разному. Иногда люди попадают в трудные ситуации, но мы готовы оказать им помощь! Сегодня только в нашем доме ребенка живут несколько мамочек вместе с детками. Мы помогаем им ухаживать за малышами, кормим. По закону они у нас могут находиться до полугода, но, как правило, большинство девочек – это воспитанницы интернатов и детских домов. Своего жилья у них нет, работы тоже, так что приходится им задерживаться дольше, чем на шесть месяцев.
К сожалению, у нас всегда многолюдно, вот и сегодня здесь живут девяносто пять малышей – это дети, от которых добровольно отказались родители, либо их лишили родительских прав. Конечно, мы стараемся, чтобы все наши воспитанники нашли новую семью или вернулись к своим биологическим мамам и папам. В девяноста процентах случаев нам это удается.
По моему мнению, нам не о бэби-боксах сегодня надо говорить, а о проведении систематической работы с девочками. Особенно надо обратить внимание на тех из них, кто уже считается социально неблагополучным. Впрочем, против установки бэби-боксов я тоже ничего не имею, но все-таки нам надо больше семьям помогать, особенно молодым, тогда и брошенных детей меньше будет.
Иерей Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии, рассуждает по-другому:
– Конечно, лучше пусть женщина отнесет младенца в бэби-бокс, чем на помойку. Но, на мой взгляд, появление подобных сооружений – это все же не выход. Многие говорят, что сейчас тяжело воспитывать детей, но разве в войну нашим бабушкам легче было? Разве тогда был материальный достаток? Однако женщины умудрялись поднимать семьи, причем даже те из них, кто потерял на фронте мужа. Поэтому это вопрос исключительно внутренней мотивации. Надо честно признать: у нас проблема в другом – общество столкнулось с глубочайшим кризисом института семьи, и это куда тревожнее.
Цена вопроса
Сегодня во многих городах России в буквальном смысле идут позиционные войны между сторонниками и противниками «приемников» для подкидышей. Стоимость одного подобного бокса с установкой составляет, по некоторым данным, 800 тысяч рублей. Недавно в Петербурге власти отказались от реализации данного проекта, мотивировав свое решение тем, что «вопрос недостаточно изучен». То же самое произошло и в Перми.
Денис Фирсов, доцент кафедры истории и философии ЯГМА, объясняет это тем, что многие, и он в том числе, негативно относятся к бэби-боксам «в качестве общественного явления». По его мнению, помочь они могут только в одном – в улучшении статистики.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Только в Германии, по данным российского благотворительного фонда «Колыбель надежды», таких бэби-боксов уже семьдесят пять, двадцать в Чехии, шестнадцать – в Польше… Есть подобные сооружения и в ряде российских городов.
Комментарии