Человек большого сердца
11 ноября прошлого года перестало биться сердце Рэма Александровича Юстинова – известного в Ярославле и за его пределами кинорежиссера, заслуженного работника культуры Российской Федерации.Рэм Юстинов был бессменным руководителем первой в стране народной любительской киностудии «Юность», которая в последние десятилетия базировалась в комплексе университетских зданий, называемых ярославцами Знаменской башней.
Нам не дано предугадать, когда завершатся наши земные заботы: на все воля Всевышнего. Рэм Юстинов спокойно относился ко всем религиям, но главной для себя считал кино. Однажды он как-то отшутился о своем нетрадиционном имени, сказав, что «…человек я не совсем православный, потому что мое имя и я тоже – продукт советской эпохи». Действительно, в имени Рэм (революция, электрификация, мир) достаточно вложено силы, энергии и миросозидания! Может быть, поэтому и был он человеком очень деятельным, творческим, иногда противоречивым, не всегда уступчивым, но по сути – миролюбивым и незлобивым.
Эти качества выделили его в конце 50-х из тысяч других сограждан и выдвинули на роль творческого лидера. У него сполна хватало сил и энергии, чтобы из непригодных клубных помещений построить и оборудовать по последнему слову техники первую в Ярославле любительскую киностудию. И сразу со свойственным ему творческим напором Рэм Юстинов навалился на создание документальных фильмов, успевая вовлекать в это дело работников Северной магистрали и параллельно учить фото- и киноискусству детей из подшефных школ.
Рэм Александрович во все времена любил детей и охотно возился с ними, занимаясь с самых азов фотографией, сценарными разработками, киносъемками и монтажом. Припоминаю, как ездили с ним на киносъемки на старом мотороллере или на смешном кабриолете-газоне, как по очереди таскали за ним то штатив, то солидную камеру «Конвас». Красная площадь с белыми яблонями у пожарной части, белокаменный Спасский монастырь, берег Волги с пароходами – все это стало кадрами фильма о нашем городе с названием «Ритмы Ярославля», режиссером и оператором которого был сам мэтр. Нам, мелюзге, тоже всем хотелось быть похожими на учителя. Мы постоянно нудили о том, что тоже хотим снимать свои фильмы о родном городе. Как-то Рэм возмутился и изрек: «Ну что же вы ничего кругом не видите? Вот, к примеру, под носом у нашего клуба ЯПРЗ течет речка-вонючка Титовка. А где она протекает? Куда впадает? Или откуда берет свое начало, никто не знает. Пофантазируйте!»
Часто у шефа (так за глаза называли главрежа) было задумчиво-загадочное настроение. Он сидел и, казалось, никого не слышал. Только по прищуру озорных глаз можно было заметить проблески каких-то новых идей. Одним из таких типично рэмовских решительных проектов, о котором узнало полмира, был документальный фильм «Людям большого сердца». Посмотрев его еще ребенком, долго не мог прийти в себя. Вся документальная картина была пронизана драматизмом. Невозможно было не сопереживать и подорвавшему себя на бочке с бензином пареньку, и докторам, и тем людям, которые, не задумываясь, отдавали свою кровь и кожу для лечения обгоревшего подростка. Несмотря на драматичность, этот фильм, как, впрочем, и многие другие его работы, был очень добросердечным, с грамотно выстроенной композицией и светлым счастливым финалом. Всего этого ох как не хватает нам и нашему творчеству сейчас! Я не стыжусь того, что иногда завидовал своему наставнику: его таланту, его спокойствию, его неутомимой фантазии, его умению общаться и с конкретным человеком, и с большой аудиторией. Создавалось впечатление, что он знает всех! И, похоже, это так и было. Где бы и с кем бы мне ни приходилось общаться – все знали Рэма Юстинова или слышали о его студии.
В последние годы неизменный мобильник на его груди стал тем информационным каналом, который мог замкнуть на себе любую точку мира, а если надо, то и собрать у стола с баранками очередное «творческо-спасательное» подразделение. Мне приходилось наблюдать, как в неизменном красном галстуке и белой рубашке Рэм Александрович, похожий на повзрослевшего пионера Тимура из далеких тридцатых, собирал свою команду на новые благие дела: по спасению площади Волкова, ради увековечения памяти братьев Нобелей, графа Шереметева или героя-подводника Валерия Харитонова.
Когда Рэма Александровича не стало, я, гонимый горечью утраты, буквально на следующий день приехал в сад ДК «Магистраль», где 55 лет назад зародилось его любимое детище – любительская киностудия. День был по-ноябрьски серым и хмурым, и вдруг на подходе к зданию все озарилось светом солнца – низкого, но яркого! Я смотрел на желтую стену, на наглухо закрытые двери и чувствовал комок в горле…
Последнее время Рэм любил посидеть у большого семейного самовара, потихоньку перебирая различные документы, записные книжки, старые фотографии. Он ушел, а самовар жив, он переехал в новую студию и стоит на том же столе. Полагаю, что в его округлых латунных боках, как в зеркале, отра-зилась вся эпоха Рэма и его киностудии с вечно молодым названием «Юность».
К финалу повествования мне вспомнилась расхожая литературная фраза «…все мы вышли из гоголевской шинели». А мы, многие ярославские мальчишки и девчонки брежневской эпохи, вышли из рэмовской… Нет! Из народной киностудии Рэма Александровича Юстинова, а еще правильнее сказать: «Мы вошли в нее благодаря ему, и не факт, что уже вышли!..» Будем помнить тебя, наш первый педагог, первый наш Мастер, открывший для сотен людей радость видеть мир и творить добро!
Александр Кудряшов, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России, телережиссер Центра университетского телевидения ЯрГУ им. П.Г. Демидова
прямая речь
Александр Русаков, ректор Ярославского государственного университета:
Рэм Александрович Юстинов – известный режиссер, создатель народной киностудии «Юность», которая много лет жила в одном из корпусов ЯрГУ – в Знаменской башне, да и просто замечательный человек, который растил и воспитывал талантливую молодежь.
В Ярославском государственном университете будут не только помнить самобытного педагога и прекрасного режиссера, но и продолжать его дело. Это и есть лучшая память об ушедшем от нас человеке.
Как нам стало известно в последние дни, имущественные притязания на помещения, где работал Рэм Александрович, заявила Ярославская митрополия. Так что судьба наследия мастера в дальнейшем, возможно, будет определяться другими людьми.
Комментарии