12:37
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 октября 2016

Человек красит место

Холодный субботний день. Люди, в основном молодые, приехали со всех районов Ярославля на Красный Перекоп. Несмотря на превратности погоды, около ста ярославцев решили, что побывать на экскурсии, организованной в рамках проекта «Человек красит место», нужно обязательно.

Первая мануфактура

Начало экскурсии по Перекопу, некогда самому промышленному, а теперь самому авангардному району Ярославля, было назначено ровно на 13 часов. Минут за двадцать до этого времени открылись ворота творческой площадки «Текстиль», и экскурсанты вошли во двор.

Экскурсию проводит уроженка этих мест, руководитель организации «Петропавловская слобода» Надежда Балуева.

– Жители Красного Перекопа начали «красить свое место» еще задолго до того, как Перекоп получил свое нынешнее название. А именно в начале XVIII века по указу Петра I в Ярославле стали создавать первую в России мануфактуру. Император первым промышленником России назначил Ивана Затрапезнова, сына ярославского купца. Юноша отправился в Голландию учиться, а вернувшись, все полученные знания и свой талант использовал для создания предприятия, – начала свой рассказ Надежда Балуева.

Так в Ярославле появилась самая первая в России и самая крупная к началу ХХ века мануфактура. На одной из выставок в Париже, проходившей в начале прошлого столетия, ярославская фабрика получила золотую медаль за организацию работы предприятия и Гран-при за выпускаемую продукцию. Достижение значимое!

От того былого величия сохранились красные кирпичные, уникальные по своей архитектуре здания, церковь Петра и Павла, построенная Иваном Затрапезновым в честь своего покровителя Петра I. И все.

– Посмотрите на эти старинные здания – склады, фабричные корпуса. Архитекторы, которые проектировали их, думали не только об их функционале, но и о городской среде, ансамбле фабричного городка, – говорит куратор социокультурных проектов «Регионального агентства творческих инициатив» Юлия Кривцова. – В результате даже складское помещение похоже на музей, люди восхищаются его архитектурой, хотят здесь фотографироваться. Этот единый ансамбль как каменной, так и деревянной застройки сформировал не одно поколение людей, которые не чувствовали себя жителями рабочей окраины. Напротив, они были жителями наиболее прогрессивной части Ярославля. К сожалению, в XXI веке Перекоп – это скорее окраина, мало кто смотрит на район целостным взглядом, думает о комплексном развитии, и даже есть вероятность утратить то ценное, что было сделано до нас.

Красноперекопский «Текстиль»

В последние годы стала активно возрождаться мысль о том, что город – это не просто дома, объединенные дорогой. Должна формироваться единая городская среда, в которой комфортно чувствует себя и случайный прохожий, и местный житель.

– Около десяти лет назад мы начали заниматься проектами, которые объединяли город и современную культуру. Организовывали выставки, фестивали, кинопоказы, дискуссии на различных площадках, обошли, наверное, весь Ярославль, открывали временные галереи в пустующих помещениях, на фабриках, – рассказывает Юлия Кривцова. – И наконец, в 2013 году нашли место, с которым нас связали не временные, а долгосрочные цели.

Требования к площадке были вполне демократичные: открытое пространство, которое легко трансформируется для различных мероприятий; отдельный вход, чтобы обеспечить доступ всем желающим, взаимопонимание с собственником. Такой площадкой стало историческое здание хлопкового склада фабрики «Красный Перекоп», который в советское время перепрофилировали в транспортный цех. Но здание сохранило свою уникальность – балочный деревянный потолок, стены из красного кирпича с архитектурными элементами, отсылающими посетителей к XIX веку. А в наследие от транспорта советских лет – следы колес на полу. Все это создает некую аутентичность места.

Фабрика поддержала идею создания культурного центра. И три года назад на Красном Перекопе появилась творческая площадка с вполне соответствующим месту и истории названием «Текстиль».

– Летом 2013 года там было пустующее здание, заросший бурьяном двор, бетонные конструкции, металлолом и мусор. Ситуация изменилась. Здесь установили деревянную площадку с лавочками, сделали песочницу, разбили газон, засыпали землю гравием, привели в порядок помещение. Шаг за шагом заброшенная территория превратилась в творческую площадку, – говорит Юлия.

Главной идеей «Текстиля», его миссией стало объединение горожан и городских сообществ вокруг истории Ярославской Большой мануфактуры. По мнению организаторов проекта, внимание к городской среде в целом начинается с внимания к месту, где ты живешь и работаешь, к его истории.

Уличное искусство

– Чтобы сверить планы, обменяться видением развития Красного Перекопа, обсудить возможные форматы сотрудничества, в 2014 году мы пригласили на проектную сессию, а в 2015-м – на международную конференцию представителей промышленных предприятий, администрации, учреждений культуры, общественности, – продолжает Юлия Кривцова. – Одним из главных результатов таких встреч стало сотрудничество с компанией «Ярославские краски», предприятию оказалось интересно участвовать в улучшении имиджа Красного Перекопа. Появилась идея создать проект «Человек красит место» и опробовать новую модель партнерства НКО и бизнеса. В этом случае все участники проекта стали выступать как единая команда и заниматься изменениями городской среды с помощью художников и волонтеров.

Но прежде чем началась работа, участники проекта прослушали лекцию историка и краеведа Надежды Балуевой – было важно, чтобы росписи отражали специфику места: историю Ярославской Большой мануфактуры, характер людей, живших здесь на протяжении трех веков. А также служили неким посланием современникам, которые живут на Красном Перекопе, ежедневно ходят по перекопским улицам.

– Уличное искусство должно быть созвучно людям, которые живут в этой части города, – рассуждает Юлия. – Самовыражение художника, конечно, важно, но нужно понимать, в каком контексте ты работаешь: какова история места, какие современные сценарии здесь существуют. Совсем недавно в одном из районов Ярославля художники расписали трансформаторную будку, изобразив на ней американских рэперов. Все сделали очень профессионально. Но я сожалею, что им пришлось отправиться за вдохновением так далеко, что не нашлось ничего вокруг, что бы предложило им материал для творчества.

Я люблю людей

А вот в проекте «Человек красит место» были иные сюжеты. Художник Никита Pst выбрал для росписи трансформаторную будку в сквере, где он провел свое детство, и изобразил дворника, но не современного, а из прошлого времени. В картузе, переднике, в высоких сапогах он подметает улицу, словно предупреждая прохожих: мусорить нельзя! И что удивительно, мусора поблизости с нарисованным дворником не наблюдается.

Еще одна работа Никиты Pst – на воротах на улице Стачек. Это стоящий спиной молодой человек в бейсболке, надетой козырьком назад. На бейсболке надпись – «Я люблю (сердечко) людей». По мысли автора, это послание заставит прохожих относиться друг к другу более чутко.

А художник Павел Зарослов в проемах закрытых металлическими ставнями окон литейного корпуса рассказал целую историю Ярославской Большой мануфактуры. В одном окне – ее отцы-основатели промышленники Затрапезнов и Карзинкин. В другом – семья фабричных рабочих. Еще в двух проемах – сцены из производственной жизни: мужчина читает листовку о стачках, женщины переносят бобины ткани.

И, что самое интересное, ни один настенный рисунок не повредили!

Другой интересный объект появился во дворе дома № 59 на улице Стачек. Жители превратили скучный бетонный забор в яркий, разноцветный, словно калейдоскоп. Когда во двор привезли краску, в числе желающих обновить забор оказались даже самые закоренелые скептики. Одни смешивали краски, другие малярным скотчем наносили на забор границы будущего орнамента, третьи красили. Самой маленькой участнице акции было чуть больше года – малышка на руках у папы с удовольствием орудовала малярной кистью.

Еще один проект, опять же связанный с историей фабрики, посвящен каллиграфии. Его идею подсказала Надежда Балуева. Оказывается, на фабрике существовал свод правил, записанный в форме коротких высказываний, регламентирующих жизнь фабричных. Для проекта придумывали новые правила, уже современные. Самые интересные из них украсили безликие заборы. «Ремесло плечей не тянет» – гласит свежая надпись на заборе. Каждый прохожий волен сам для себя ее интерпретировать.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать