08:59
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 января 2013

Чтобы горожане жили лучше

Стоит ли продавать муниципальные предприятия? Где завтра будут работать ярославцы? Зачем городу общественный транспорт и надо ли отказываться от услуг маршрутных такси? Об этом и многом другом читателям «Городских новостей» рассказывает Дмитрий Донсков, заместитель мэра города, курирующий социально­экономический блок.

 

Почему город в снегу
   Я бы не сказал, что в нынешнем году дороги и тротуары в городе стали абсолютно непроходимыми. В последние годы они у нас лучше и не убирались. Хотя проблема есть, и глупо было бы это отрицать. Чтобы ее решить, необходимо 700 миллионов рублей. Именно столько денег надо выделить из бюджета специализированным подрядным организациям, чтобы они избавили нас от сугробов, снежных завалов и ледяных наростов на тротуарах. Найти мы сумели почти в два раза меньше – 400 миллионов, поэтому надеяться на то, что дороги будут идеально чистыми, не стоит. Но, с другой стороны, и за эти деньги работу вполне можно сделать на «хорошо».

Мы к этому стремимся.
   Я, конечно, понимаю автолюбителей, которые хотят зимой ездить и парковаться, как летом. Но, с другой стороны, если уж ты требуешь к себе уважительного отношения, сам уважай того, кто работает для твоего же блага, – убери машину с обочины, дай спецтехнике очистить дорожное полотно. К сожалению, у нас сознательных водителей немного. К слову замечу, что дороже всего обходится вывоз снега, когда приходится задействовать много спецтехники.
   Теперь о тротуарах. Стараемся тоже их убирать, посыпаем песком и реагентами. Но, надо признать, не все подрядчики работают одинаково добросовестно – где-то до плитки все расчищено, а где-то действительно не пройдешь. Но как поработают, так ведь и получат…

Кто обанкротил САХ
   К банкротству МУП «Спец-автохозяйство» подтолкнула недальновидная политика прежнего городского руководства, которое заставляло предприятие в буквальном смысле слова работать в ущерб себе. Оно порой не получало денег даже за вывоз снега, да и расчистку дорог периодически вело за собственные средства… Получилось, что фактически это предприятие само себя «проело» и обанкротилось.
   Однако помимо причины, названной выше, была и еще одна – в «Спецавтохозяйстве» процветало воровство. Причем воровали по-крупному. Например, один из его бывших руководителей закупал бензин по ценам выше рыночных, такая же «операция» успешно проворачивалась им с запчастями, новой техникой… Оплата субподрядчикам шла за «воздух», то есть за те работы, которых реально никогда не делали. Понятно, что никто из менеджеров никогда там не занимался экономикой, поэтому управленческий аппарат был раздут выше всех разумных пределов.
   Если же говорить в целом, то мое мнение здесь неизменно: городская экономика в форме муниципальных предприятий изживает себя. По причине самой простой – всегда частник будет работать эффективнее любой государственной и муниципальной структуры. Власть должна исполнять функции власти, а не функции бизнеса. Но тут есть вот какой нюанс – это правило хорошо работает, когда на территории уже сформирован рынок тех или иных товаров, работ, услуг. Значит, наша задача состоит еще и в том, чтобы помочь формированию такого рынка. А до этого необходимо сохранять муниципальные предприятия в собственности города.
   Мы уже пошли по этому пути, привлекли подрядчика для уборки города, который в свою очередь задействовал для выполнения этой работы некоторые наши муниципальные и частные городские предприятия и организации. Так что там, где рынок свободный, мы готовы отказаться от услуг МУПов и, продав их, отпустить в «свободное плавание».

Бездефицитный бюджет
   Это один из самых сложных вопросов. Почему растет дыра в городском бюджете? Да потому, что мы все меньше и меньше получаем денег от продажи муниципального имущества. Фактически этот источник доходов иссяк. Мне не раз в этой связи проходилось слышать: «Давайте продадим Водоканал и получим дополнительно в казну 1,9 миллиарда рублей, это поможет нам свести концы с концами».
   Поверьте, я очень долго занимался изучением структуры сделки по продаже этого стратегически важного для города объекта. Еще будучи депутатом муниципалитета, входил в рабочую группу, созданную для того, чтобы тщательно разобраться в этом вопросе, а став заместителем мэра, внимательно проанализировал и его финансовую сторону. Так вот, я могу вам сказать, что прибыль потенциальный покупатель Водоканала мог бы получать только в одном случае – при ежегодном росте тарифов на воду на 15 процентов. Лишь только в этом случае сделка для него была бы выгодной.
   Кстати, совсем не факт, что после продажи предприятия в городской бюджет поступила бы та сумма, о которой первоначально шла речь. Мы могли вообще увидеть миллионов пятьсот и все. На мой взгляд, это не те деньги, за которые стоит продавать Водоканал. К тому же тут надо учитывать, что если бы предприятие ушло в частные руки, то за подключение к сетям новых жилых домов инвесторам пришлось бы выкладывать уже другие суммы. Городской бюджет должен был бы попытаться как-то поддержать застройщиков, и в результате вся полученная нами прибыль вскоре трансформировалась бы в убытки.
   Конечно, сегодня нам надо модернизировать Водоканал, ремонтировать сети, строить новые очистные сооружения. Для этого нужны серьезные инвестиции. Городу одному не потянуть весь объем работ, поэтому мы очень надеемся на помощь федерального правительства. Тем более что сегодня Ярославль за счет собственных средств содержит школы-интернаты, это обходится нам в 150 миллионов рублей ежегодно, а ведь по закону вся забота об этих учреждениях должна лежать на плечах соответствующих вышестоящих бюджетов.
   Еще один из источников пополнения доходной части городского бюджета – перераспределение средств, отчисляемых в федеральную и региональную казну, в пользу бюджетов муниципальных образований. Мы считаем, что у нас должна оставаться, например, большая часть транспортного налога. Это же правило надо распространить при распределении средств дорожного фонда. Понятно почему – у нас протяженность дорог больше. Предложения мы уже сформулировали и в качестве законодательной инициативы планируем их внести в ГД РФ, думаю, депутаты помогут нам в этом.

Зачем нам автопарк
   Содержание городского общественного транспорта сегодня обходится очень дорого. В этом году объем дотаций отрасли составит 400 миллионов рублей. Это много. В Казани, например, пошли по другому пути. Там отказались от услуг частных автоперевозчиков – маршрутных такси. Просчитали затраты, связанные с закупкой новых автобусов большой вместимости, оптимизировали всю автотранспортную схему, устранили дублирование маршрутов, установили жесткий график движения автобусов. Все.
   То же можно сделать и у нас. В Ярославле ежедневно на линию выходит 200 единиц общественного транспорта и 500 маршруток. Это очень много! Теперь приплюсуйте к этому потоку растущее число личных автомобилей, и вам станет понятно, почему при таком раскладе заполняемость муниципального транспорта не превышает 30 процентов. Маршрутки составляют нашим автобусам и троллейбусам серьезную конкуренцию – они более мобильны, в основном имеют льготные системы налогообложения, зачастую работают с нарушением расписания, правил дорожного движения.
   Но есть и другая сторона этой проблемы – растущее число автомобилей не лучшим образом сказывается и на состоянии городской экологии, и на состоянии дорог. Если же мы хотя бы на 20 процентов увеличиваем заполняемость муниципальных автобусов, выстраивая новые транспортные схемы, отказываемся от маршруток, то сможем сэкономить эти самые 400 миллионов и сделать городской воздух чище. Высвободившиеся деньги вполне можно направить на другие цели. Например, каждый год строить по два так необходимых детских сада.

В чем суть конфликта
   На мой взгляд, споры между мэрией и муниципалитетом носят политический характер. В них зачастую нет даже зерна целесообразности, но есть желание депутатов все сделать по-своему. Порой создается впечатление, что для отдельных депутатов фракции «Единая Россия», а их в муниципалитете большинство, лозунг «Чем хуже, тем лучше» является главным. Ибо чем хуже будет в городе, тем больше можно обвинять мэра в том, что он якобы не справляется. Но такая позиция по сути своей неконструктивна. Однако, я уверен, ситуацию удастся переломить, ведь мы живем в одном городе, ходим по одним улицам и работаем для того, чтобы ярославцам жилось лучше.

Новый большой завод
   Есть такие планы. Сегодня мы совместно с правительством области, в частности, с заместителем губернатора Игорем Елфимовым, ведем переговоры с потенциальными инвесторами. И надо сказать, достаточно легко находим общий язык. Так что если все будет нормально, в Ярославле в ближайшие месяцы появится новое автопредприятие. Предположительно, на нем будет занято около двух тысяч человек. Еще один завод по производству автозапчастей и комплектующих планируется построить на территории технопарка. Там уже развернуты работы по возведению фармпредприятия израильской «Тевы».

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать