18:47
среда,
4 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 декабря 2015

Дорога на Олимп, или Кто зажигает звезды

Неделю назад ярославские школьники Семен Петров и Александр Токмачев прошли зимний этап отбора в российскую сборную на 57­-ю Международную олимпиаду по математике.

 

matИх победа заставляет нас рассказать о Ярославской математической школе, ее истории, громких удачах, радостях и печалях.

Математиками рождаются

Воспитание одаренного математика начинается с его рождения. Не заметить такого ребенка сложно. Ольга Дидина – мама золотого медалиста Международной математической олимпиады 2014 года Максима Дидина из Переславля – рассказывала, что в раннем детстве ее сын очень любил логические головоломки. Читать начал к двум годам. К семи знал дроби, решал простые уравнения. В начальной школе учился экстерном.
Другой способный ребенок в три года быстро складывал и вычитал в уме любые числа до 100. Ничто не радовало его сильнее примеров. Мама озаботилась здоровьем сына и пошла за советом в районный отдел образования. Чиновники пообещали ей, что к школе ребенок станет «как все», если с ним перестать заниматься.
Эта история из жизни кандидата технических наук, преподавателя Рыбинского авиационного университета сейчас кажется дикостью. Правда, тогда стране, стоявшей в послевоенных руинах, было не до талантливых детей. А сейчас таланты ищут в каждой глухой деревне Ярославской области. И порой находят настоящих Ломоносовых в математике. Так в ростовском поселке Шурскол нашли Павла Козлова, впоследствии золотого медалиста Международной олимпиады 2005 года.

Секрет в системе…

Мало родиться математически одаренным. Надо попасть в руки наставников, которые вырастят и отшлифуют талант. В постсоветское время в роли наставников выступили математики ЯрГУ. Они колесили по районам, объясняли главам администраций важность развития математики и в ответ на недоуменное: «Зачем, если все разваливается?» – продолжали искать увлеченных цифрами детей. В 1995 году их начинание оформилось в Ярославскую очно-заочную математическую школу с 11 тысячами учеников. Эта школа стала родоначальницей ныне существующей системы математического образования в области. В 2002 году появился центр дополнительного образования школьников «Олимп». Кроме опыта «Олимп» принял и часть педагогов Ярославской матшколы.
К этому времени относятся первые большие успехи ярославцев на международных математических олимпиадах. В 1997 году Евгений Черепанов из Рыбинска завоевал золотую медаль в Аргентине, в 1998 году – «серебро» в Тайване. Алексей Поярков, тоже рыбинец, завоевал «золото» в Румынии в 1999-м и в Южной Корее в 2000-м. В 2001 году золотые медали в США завоевали Сергей Соколов из Рыбинска и Михаил Гарбер из Ярославля. После 4-летнего перерыва Павел Козлов из Шурскола и Александр Магазинов из Ярославля привезли «золото» из Мексики. В 2006 году Саша Магазинов второй раз взял золотую медаль в Словении, и… наступили темные времена. Восемь лет у Ярославской области не было не только победителей, но даже участников ММО. Правда, в 2013 году в состав национальной сборной безуспешно пробовалась ярославна Надежда Власова из 36-й школы.
Система подготовки математиков нуждалась в обновлении.

«Новая школа»

В 2010 году под эгидой областного правительства был создан Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа», который вместе с другими направлениями дополнительного образования взял и математику. К этому времени основная идея «Олимпа» – построить в области всероссийский круглогодичный образовательный лагерь по типу интеллектуального «Артека» – из-за отсутствия денег потерпела крах. И неплохо. Интеллектуальный лагерь появился не в северных лесах Ярославии, а под черноморским солнцем. В прошлом году на базе бывшей олимпийской инфраструктуры был создан образовательный центр «Сириус». Теперь он принимает таланты со всей страны, в том числе и ярославских математиков. В 2012 году «Олимп» добровольно присоединился к «Новой школе». В следующем году «Новая школа» начала региональный проект «Ярославская математическая школа».
Ее работа строится на укреплении существующей системы и расширении охвата математическим образованием всех желающих детей региона. ЯМШ курирует все ранее существовавшие в школах математические кружки. (Кружок – простейшая форма работы по типу дополнительных уроков. Их программа рассчитана на один год). В ЯМШ вошли четыре ранее действовавших в области математических объединения. В Ярославле они работают на базе школ № 33, 58 и 52; в Рыбинске – на базе лицея № 2. Четвертое объединение действует в Пошехонье. Обучение в объединениях идет по 7-летней программе, которую написал преподаватель ЯрГУ, член жюри Всероссийской олимпиады по математике Сергей Волченков. Сейчас здесь учатся 437 человек.
В 2013 году во всех муниципальных образованиях области появились новые математические объединения с 3-летней программой обучения. Их задача – дать каждому ребенку области прочувствовать красоту математических формул. Сейчас там учатся более 1300 детей.
Кроме того, у ЯМШ много других форм развития математики. Например, специальная олимпиада для выявления математически одаренных детей, проходящая в последнюю неделю сентября. Есть зимние математические школы. Есть командная игра «Математический квадрат». В общем, областная система работы с юными математиками усовершенствована.

Лучший тренер

Кроме «Новой школы», ведущей обширную «полевую» работу по выявлению и начальному обучению способных к математике школьников, в области есть Дольников – один из лучших олимпиадных тренеров России!
Доктор физико-математических наук Владимир Леонидович Дольников входит в состав тренерского совета российской команды по математике и в состав жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике. Когда-то преподаватель ЯрГУ Дольников был среди энтузиастов первой Ярославской математической школы. Это он подготовил всех наших победителей международных олимпиад (кроме Максима Дидина, который готовился со своим тренером). Сейчас основные силы профессора МФТИ Владимира Дольникова поглощают московские студенты и аспиранты. Но на ярославцев тоже находится время. Коллеги утверждают, что за длительное время Дольников создал свою школу подготовки олимпиадников. Но профессор это упорно отрицает. Хотя он готов немного порассуждать о специфике своей работы.
– Я тренирую решать задачи, – рассказывает Владимир Леонидович. – У каждого человека есть свой внутренний язык. Мышление способных к математике детей обладает большей, чем у обычных детей, комплексностью и последовательностью. Но порой его трудно перевести во внешний план. Я учу это делать. Даю задачу, а потом ученик мне объясняет ход решения. В ходе рассуждения – даже если задача решена верно – могут быть провалы. Тогда я говорю: «Вот здесь ты рассуждаешь правильно, а здесь недодумал. У тебя снимут балл».
Международные олимпиады – это большой спорт для математиков. Как в хоккее или в боксе, без специальных тренировок туда не прорваться. С одним школьным багажом не добраться даже до заключительного этапа всероссийской олимпиады. Попробуйте-ка решить короткую задачу из 56-й ММО:
«Найдите все тройки (a,b,c) целых положительных чисел такие, что каждое из чисел: ab-c, bc-a, ca-b являются степенью двойки».
А некоторые задачи международных олимпиад, по мнению Владимира Дольникова, равноценны курсовой работе. Но если курсовик делается несколько месяцев, то на три олимпиадные задачи дается 4,5 часа. И решить их надо в условиях жесточайшего стресса и напряжения. Как это сделать так, чтобы завоевать медаль, лучше всех пока учит Дольников!

Без скидок на одаренность

В Ярославском центре телекоммуникаций и информационных систем в образовании, где тренирует Владимир Дольников, занимаются все действующие звезды ярославской  математики.
Все, кроме Семена Петрова, который, как говорят, не нашел общего языка с наставником и тренируется потому в «Новой школе». Звезды – это победители Всероссийской олимпиады Георгий Вепрев, Сергей Долгих, Александр Токмачев. И серебряные медалистки Китайской олимпиады для девушек 2015 года Александра Сонина и Татьяна Мосеева. Пять с лишним часов без перерыва они отзанимались у Дольникова, и от утомления Георгий то и дело роняет голову на руки. Перед олимпиадными сборами такие тренировки проходят ежедневно. Рыбинцы Вепрев и Долгих всю неделю живут в Ярославле.
Математика занимает основное время в жизни этих ребят. В обучающих лагерях, к примеру, с ними занимаются по семь часов в день. Остальное время поглощает школа. Учителя поблажек на математическую одаренность не делают.

Не только интегралы

Я пытаюсь общаться. Но ребята красиво улыбаются и... молчат. Раскованно говорят только Саша Сонина и Георгий Вепрев.
– Они стеснительные, – поясняет Саша. – Я капитан команды и обычно за них говорю.
И мне думается, так ли хорошо для этих детей только брать интегралы? Рефреном звучат слова руководителя центра телекоммуникаций Ирины Васильевой о том, что талантливые математики – иные, живущие в другом измерении. И высказывание Владимира Дольникова, что среди математически одаренных чаще обычного встречаются аутисты. Хотя это точно не про наших ярославских звездочек.
В непростой обстановке молчаливых улыбок гораздо серьезнее воспринимаются слова директора «Новой школы» Ирины Леоновой, что с такими детьми нельзя только решать задачи. Многим из них сложно адаптироваться в современном обществе. Их надо учить общаться, так как из-за отсутствия коммуникативных навыков многие не умеют даже ссориться. И что если ничем, кроме математики, с ними больше не заниматься, немногие из них смогут завести нормальную семью.
Это важный вопрос: идеально ли ведется работа с математически одаренными детьми? Надо ли их учить чему-то еще, если уже создана эффективная система подготовки медалистов? Не лучше ли оставить остальное родителям?
Я пытаюсь выяснить у ребят их жизненные планы после школы. В Ярославле не останется никто. Саша Сонина собирается в Санкт-Петербургский университет, хочет преподавать, обязательно вести математический кружок и, если получится, заниматься серьезной наукой. Некоторые, как можно понять из немногословных реплик, планируют уехать за рубеж. Это не новость. Сейчас многие, а в 90-е годы почти все успешные олимпиадники-математики, покинули Россию. Из наших Алексей Поярков живет в США, Евгений Черепанов – в Швейцарии. Александр Магазинов уехал в Израиль, Федор Дужин (призер Китайской олимпиады школьников 1995 года) работает в Сингапуре. Возможно, страна потеряет и нынешних талантливых детей. И хотя у нас нет ни железного занавеса, ни железных дверей, признайтесь, это очень жаль.

КСТАТИ

Высшим достижением школьников в математике является победа в заключительном этапе Всероссийской олимпиады («Всерос»). Через год из победителей  отбираются  6 участников  Международной математической олимпиады (ММО). Первая ММО прошла в 1959 году в Румынии.  Из других значительных олимпиад по математике следует отметить Румынскую международную олимпиаду и Открытую китайскую олимпиаду школьников. Специально для представительниц прекрасного пола с 2001 года ежегодно проводится Китайская женская математическая олимпиада.

Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать