11:18
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 марта 2012

ЕГЭ как критерий успешности

Департамент образования области впервые обнародовал рейтинг общеобразовательных учреждений Ярославской области за 2011 год. Главный критерий отбора – результат, который показали учащиеся той или иной школы при сдаче ЕГЭ по русскому языку и математике. Бесспорным фаворитом и лидером стала ярославская школа №33.

Получил 81 балл? Молодец!
Для родителей ярославских первоклашек эта информация настоящий клад, ведь именно критерий успешности сдачи ЕГЭ многие из них при выборе школы для своего ребенка рассматривают в качестве основного. Вообще составление подобных рейтингов в других субъектах РФ – дело привычное, Москва и Петербург их обнародуют уже в течение ряда последних лет. Дело в том, что все российские школы финансируются по душевому принципу – чем больше учеников, тем больше денег они получают. Но как рядовому потребителю образовательных услуг (в нашем случае родителю) определить, в какой школе учат лучше, а в какой хуже? Какие показатели ее деятельности взять за основу? Ответы на эти вопросы долго искать не стали и главным показателем эффективности работы того или иного учебного заведения сделали результаты сдачи ЕГЭ, показанные его выпускниками.
Ежегодно в большинстве наших школ проводятся сентябрьские родительские собрания, куда приглашаются папы и мамы одиннадцатиклассников. Как правило, директор образовательного учреждения информирует присутствующих о том, сколько выпускников школы смогли не только успешно сдать ЕГЭ, но и поступить на бюджетные отделения государственных вузов.
Впрочем, так было всегда. И сорок лет назад школы гордились теми, кто покорил МГУ или МВТУ имени Баумана.
Но вернемся к рейтингу ярославских школ. Составлен он, как отмечают руководители департамента, на основе кластерного анализа.

Вы в какой попали кластер?
Все образовательные учреждения сгруппированы по вполне понятным особенностям. Например, в первый кластер попали школы, гимназии, лицеи, реализующие программы повышенного уровня, здесь изучается на профильном уровне не менее двух предметов. Итоговая «турнирная таблица» этого кластера выглядит следующим образом: лидирует, как мы уже упоминали, ярославская школа №33, а вот дальше вычислить безусловных фаворитов дело сложное, поскольку не все учебные заведения одинаково успешно преподают гуманитарные и точные науки. Однако в любом случае в призеры можно смело зачислить ярославские гимназии №3, 2 и 1, Провинциальный колледж, лицей №86, а также школы №37, 4, 80, 58 и 43.
Впрочем, далеко не всем детям при поступлении в вузы требуется сертификат с результатами ЕГЭ по математике, а вот то, каких успехов добились наши ребята при изучении других учебных дисциплин, не очень понятно.
Мы поинтересовались, как в других регионах РФ составляются подобные рейтинги, и выяснили, что многие из них дают более расширенную информацию по данному вопросу. Например, зайдя на сайты образовательных учреждений наших соседей костромичей, можно легко выяснить, как выпускники той или другой школы помимо обязательных предметов сдали ЕГЭ по информатике, физике, литературе…
Но пойдем дальше. Итак, второй кластер. Здесь представлены вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Чуть ниже – в третьем кластере – городские средние общеобразовательные школы, в которых обучается свыше 400 человек, в четвертом – учреждения, где учится уже менее 400 ребят, в пятый, шестой, седьмой и восьмой соответственно вошли малокомплектные школы, расположенные в малых городах, селах, поселках, а также негосударственные общеобразовательные учреждения.
Если посмотреть, как в рейтинговом порядке расположились остальные школы Ярославля, то нетрудно заметить, что некоторые из них, будучи популярными еще пятьшесть лет назад, показывают сегодня весьма скромные результаты. Например, школы №36 и №49. В первой выпускники получили средний балл за ЕГЭ по русскому языку 70,5, однако по математике – всего 53,9, а во второй результаты и того хуже – 63,9 и 53,9 соответственно. Это намного скромнее тех показателей, которых удалось добиться, например, выпускникам 52й школы, что в Заволжском районе.
Что тут добавить? Только одно: если раньше все престижные городские школы располагались ближе к центру, то теперь ситуация начала меняться.
Буквально два слова о результатах, показанных выпускниками негосударственных школ. Здесь по Ярославлю лидирует НОУ Ярославская губернская гимназия им. святителя Игнатия Брянчанинова. Ее ученики продемонстрировали весьма хорошее знание родного языка (средний балл – 75,3 процента), правда, с математикой не все так успешно – средний результат чуть больше 53 баллов, но ведь согласитесь, для образовательного учреждения гуманитарного профиля и он совсем неплох. А в аутсайдерах списка числится НОУ СПО «Ярославский технологический колледж» лицей МУБИНТ. Его выпускники написали итоговые тесты на довольно слабенькие троечки.

А вот ректоры – против
Есть еще одно но, о котором нельзя не сказать, изучая упомянутый документ департамента образования. Речь идет о позиции ректорского сообщества. И сегодня большинство руководителей высших учебных заведений страны не считают результаты, полученные выпускниками школ в ходе сдачи ЕГЭ, истиной в последней инстанции. Более того, многие из них утверждают, что их ни в коем случае нельзя считать основными при оценке профессиональных качеств того или иного педагога. Вот, например, что сказал по этому поводу корреспонденту «ГН» ректор ЯрГУ имени Демидова Александр Русаков:
– Ни в коем случае нельзя результаты тестирования считать единственным мерилом работы учителя и всей школы. Еще год­два такой практики, и мы окончательно превратим наших школьных педагогов в универсальных роботов, основная задача которых заключается в том, чтобы натаскать учеников на усредненно успешное преодоление тестов, а не на глубокое изучение любимого предмета.
С ним согласен и Владимир Афанасьев, ректор ЯГПУ имени Ушинского:
– Положительная сторона ЕГЭ очевидна – все учащиеся измеряются по одной шкале, но вопрос, всегда ли это хорошо, для меня все равно остается.
Еще более категоричен в своих суждениях Алексей Павлов, ректор ЯГМА:
– Сегодня надо посмотреть не только на то, как полученные в школе знания оцениваются с помощью процедуры ЕГЭ, а насколько эти самые оценки соответствуют требованиям, необходимым для успешной учебы в вузе. По моему мнению, система тестирования, лежащая в основе идеологии ЕГЭ, не позволяет оценить целостность восприятия абитуриентом той или иной дисциплины. Она приводит к тому, что у школьника развивается фрагментарное мышление. Навыки усвоения дисциплины как единой области знаний не вырабатываются.
– Для медицинского образования это проблема вдвойне. Ведь оно по самой своей сути рассчитано на восприятие человеческого организма как целостной системы, – подчеркнул Алексей Владимирович.
И наконец, последнее. В 2011 году в рейтинге популярности предметов, выбранных выпускниками школ для сдачи ЕГЭ, помимо обязательных на первое место вышло обществознание. Далее шли литература и география. Среди аутсайдеров неожиданно обозначились история, биология, информатика, иностранные языки и физика.
При этом, по данным департамента образования Ярославля, 12 процентов выпускников 2011 года не планировали вообще сдавать никаких ЕГЭ, кроме обязательных – русского языка и математики. 27 процентов заявили, что будут сдавать только один предмет по выбору, 41 решили ограничиться сдачей двух ЕГЭ, 18 – трех, и лишь 11 учащихся заявили, что помимо обязательных будут сдавать еще пять дополнительных предметов.
С полной версией документа можно ознакомиться на сайте департамента образования Ярославской области www.yarregion.ru. Но стоит обратить внимание, что в сводный рейтинг школ-2011 не попали те учебные заведения, которые в прошлом году не выпускали одиннадцатые классы, как, например, ярославская школа №42.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать