Электронная канцелярия: экономия времени или волокита
В России в конце 2009 года был запущен единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru), на котором можно в электронном виде запрашивать документы, получать различные справки. Причем делать это можно без всяких очередей, не выходя из дома. А вот насколько удобен портал для пользователей, я решил выяснить на собственном опыте.
Экзамен на терпение
Как выяснилось, вначале нужно было пройти регистрацию: вводишь номер своего пенсионного страхового свидетельства, потом пароль. Чтобы номер вашего пенсионного свидетельства не узнали посторонние и не воспользовались им для регистрации в Интернете под чужим именем, код авторизации высылается заказным письмом по почте. Вы предъявляете паспорт и получаете код. На первый взгляд ничего сложного, многие не раз регистрировались на всевозможных почтовых серверах, форумах, сайтах, в социальных сетях.
Опыт работы с компьютером у меня 23 года, но зарегистрироваться на государственном портале оказалось весьма сложно. Некоторые мои коллеги, пытавшиеся пройти эту процедуру, сломались на первой ее стадии. Итак, приступим: ввожу номер пенсионного свидетельства, набираю пароль, контрольные цифры, нажимаю кнопку «войти» и…получаю отказ. Мой пароль не подходит, он содержит некорректные символы. Еще минут 20 уходит на попытки придумать новый пароль и попытаться его зарегистрировать. Что я только не пробовал: добавлял и убирал цифры, составлял длинные и короткие слова, вводил их с заглавных и со строчных букв. А сайт все «ругался», непонятно почему.
Обычно при регистрации на серверах тебе подсказывают, где ошибка. Очень удобно. Государственный же сайт не из таких. Но на нем указан номер «горячей линии», правда, пометки, что звонок круглосуточный и бесплатный, нет. Звоню, но дозвониться не такто просто. Автоответчик сообщает, что все операторы заняты. Наконец дозвонился! Оператор на том конце провода объяснила, что пароль должен содержать не меньше восьми латинских букв. А вот на странице регистрации эти условия не прописаны. Еще раз пытаюсь зарегистрироваться, но опять безуспешно. Вновь звоню на «горячую линию». Мне объяснили, что возникли проблемы с базой данных Пенсионного фонда и поэтому проверить данные нет возможности. На сайте появляется надпись, что регистрация невозможна в связи с ремонтными работами, поэтому необходимо повторить попытку через 3 часа. Эта надпись не исчезла и на следующие сутки… Лишь через несколько дней, когда я зашел на сайт, удалось завершить процедуру.
Стал ждать кода авторизации для личного кабинета. В Ярославле были счастливцы, которым пришел по почте ответ через 3 дня, через неделю. Мое ожидание растянулось на 20 дней. Наконец заветный конверт в руках и я удачно прохожу регистрацию.
Мало, сложно, неудобно
Раз уж я добился цели, надо воспользоваться и чтонибудь узнать, заказать, получить. Проверюка, сколько у меня денег накопилось на будущую пенсию или нет ли у меня задолженности по налогам. Сделать это оказалось не очень удобно. В каталоге услуг личного кабинета нахожу рубрику «Информация о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц». Нажимаю клавишу, появляется окошко, в которое надо ввести свой ИНН. Пытаюсь это сделать, но не могу напечатать ни одной буквы… В месте проживания стоит город Москва. Заменить его на Ярославль не получается…
Так, что у нас с перечислением денег на страховую часть пенсии? Все нормально, только информация на 2009 год… Что бы еще проверить? Нет ли у меня какихлибо долгов, чтобы судебные приставы не наложили запрет на выезд за границу или не забрали в счет уплаты долга микроволновку или хлебницу? Попробовал найти эту услугу: в графе «Популярные услуги» она не видна, в разделе «Жизненные ситуации» тоже, попробовал искать по ведомствам… Результат тот же. Нет такой услуги.
Федеральная служба судебных приставов в списке ведомств и министерств не значится. И только герб на сайте выдал ее принадлежность к Министерству юстиции. Ладно, узнаем, какую услугу может предоставить Минюст. Всего 4 услуги и одна из них – «Получение выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации». Очень полезно! Пришлось позвонить по телефону и все узнать старым способом. Из любопытства начинаю проверять услуги других ведомств, пытаясь найти чтото полезное для себя. Чего только нет в перечне! Например, Федеральная служба безопасности предлагает «Получение услуги по государственной защите сотрудников органов Федеральной службы безопасности и их близких». А вот интересно, имеем ли мы право затребовать у силовых структур информацию, которую они собрали о тебе в процессе оперативнорозыскной деятельности? Увы, в списке госуслуг данного пункта нет.
А вот Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды может помочь узнать, каким же воздухом я дышу в Ярославле. Выбираю услугу «Получение информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении», правда, значка «заказать» нет и, стало быть, услуга эта недоступна.
А как на местах?
В правом верхнем углу личного кабинета расположен значок «Ваш регион». Нашел Ярославскую область, зафиксировал в надежде, что появятся местные услуги. Увы… Тут вспоминаю, что слышал про портал ярославских услуг. Нахожу сайт yargosuslugi.ru и пытаюсь найти хоть чтото полезное для себя. Обнаруживаю лишь «Разрешение на строительство», «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», «Проведение региональных лотерей», «Лицензирование оборота металлолома» и «Предоставление выписок из реестра лицензий». Но это все не для рядового пользователя.
Правда, ярославский сайт госуслуг гораздо удобнее регионального. Однако и на нем услуг мало и получение их неудобно. Сейчас пользователей не так много, и чтобы получить результат, нужно запастись терпением. А вот с января 2012 года, когда россиянам начнут оформлять универсальную электронную карту, число желающих воспользоваться электронными услугами начнет расти. Тогда все проблемы и ограниченность возможностей порталов станут серьезными помехами.
Ольга КУДРЯВЦЕВА,
начальник управления муниципальной экономики и налоговой политики мэрии Ярославля:
– Мы подготовили и передали в правительство области сведения о муниципальных услугах для размещения их на портале государственных и муниципальных услуг, часть из которых будет предоставляться в электронном виде. С 1 августа граждане получат возможность оформлять через Интернет заявления для получения справки из ЗАГСа, постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий. В электронном виде будут приниматься заявления на обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на социальную поддержку детей, оставшихся без родителей, на жилищные субсидии. Также пользователи смогут заполнять в электронном виде формы заявлений. Ответы первое время можно будет забирать лично или получать по почте. Впоследствии разработают процедуру получения документов в электронном виде. Переход на электронную форму оказания муниципальных услуг состоит из нескольких этапов. Вначале выкладывается на портал информация о способах получения услуги: какие данные человеку надо представить, куда обратиться. Потом появляются нужные бланки, формы. Затем запрос можно делать в электронном виде. И на последнем этапе получаешь результат. Планируется, что к 2014 году всеми основными муниципальными услугами можно будет воспользоваться в электронном виде.
Комментарии