Елка в доме на набережной
В самом конце Волжской набережной стоит старинный дом №67. Сейчас в отреставрированном особняке пусто. А ведь он был заселен множеством жильцов, в нем кипела жизнь…
Битком набитые клетушки
Три года назад здание, построенное в середине XIX века в стиле классицизма, было занесено в список объектов культурного наследия. Это был главный дом усадьбы ярославских купцов и владельцев пароходов Тихомировых. О них ходили легенды. По одной, пароходчик Тихомиров ударом кулака убил главаря банды, промышлявшей на Нижегородской ярмарке. О ярославском богатыре писал Владимир Гиляровский. А Александр Островский некоторыми его чертами наделил Паратова в пьесе «Бесприданница».
После революции 1917 года усадьбу национализировали, разместив в старинном особняке ЧК. Кухню и прилегающую к ней маленькую часовенку превратили в застенок с зарешеченными окнами. Впоследствии решетки еще долго напоминали о том страшном времени. Когда началось «строительство коммунизма», комнаты в особняке разделили на клетушки, битком набив их рабочими семьями.
В 1923 году в доме со своей семьей поселился Евгений Михайлович Стомпелев. Его пригласили в Ярославль после шумного успеха в нашем городе гастролей оркестра русских народных инструментов, созданного Стомпелевым. В нашем городе Евгений Михайлович решил тоже собрать оркестр из самодеятельных музыкантов – учителей, врачей, рабочих, школьников. А чтобы содержать семью, устроился работать счетоводом.
Энтузиаст, подвижник, он на свои деньги покупал инструменты, ездил в Питер за домрами и балалайками. 30е годы стали триумфальными для оркестра.
В 1939 году Евгений Стомпелев умер и был похоронен на Туговой горе. Вскоре началась война, многие музыканты ушли на фронт, и оркестр постепенно распался.
Активистка «жэковского» движения
Антонина, жена Евгения Стомпелева, осталась одна с двумя детьми – Варварой и Женей. Семья продолжала жить в доме на набережной. Выпускница Смольного института благородных девиц, Антонина Ивановна была представительницей русской интеллигенции. Она выделялась благородной осанкой, была корректна, тактична и вместе с тем проста в общении.
Антонина Ивановна учила своих соседок следить за собой, шить, вышивать. Добрая, душевная, она как могла помогала обитателям дома. Во всем любила порядок и даже была активисткой распространенного в конце 20х годов прошлого века «жэковского» движения, когда система жилищно-коммунального хозяйства опиралась на инициативу граждан.
Между тем дети выросли, у них появились свои семьи. Новое поколение Стомпелевых оставалось жить в доме на набережной. Варвара вышла замуж за инженера завода «Красный маяк» Павла Тихомирова. В 1941 году у супругов родилась дочка Света. В 9 месяцев она после перенесенного менингита почти полностью потеряла слух. Обучалась Света в интернате для слабослышащих детей. Туда же перешла работать Варвара Евгеньевна.
Новогоднее чудо
В годы войны ярославским семьям, потерявшим кормильцев, жилось трудно. Чтобы както скрасить быт осиротевших детей, Стомпелевы устраивали для них новогодние елки. Павел, муж Варвары, приносил в дом высокую, до потолка, ель, пахнущую лесом, морозом, и устанавливал ее в самой большой комнате.
Варвара Евгеньевна собирала ребятишек – соседских и из близлежащих домов. Взрослые и дети украшали зеленую красавицу бумажными флажками, гирляндами из фольги и роскошными по тем временам стеклянными игрушками. На елке горели настоящие свечи. Дети с замиранием сердца смотрели на сверкающее разноцветными огнями чудо.
Тетя Варя, так звали ребята Варвару Евгеньевну, садилась за фортепиано, и начинались пляски, хороводы, песни. Их она знала великое множество, так как всю жизнь работала в детских садах и школах. Участником праздников был и ее брат Евгений Евгеньевич. Виртуозно владеющий домрой и балалайкой, он всегда играл на новогодних спектаклях.
А затем начиналась раздача подарков. Дед Мороз – Павел Федорович – обходил детвору с большим мешком и вручал каждому ребенку кулек с конфетами, печеньем и пирожками с морковью, которые Варвара Евгеньевна специально пекла на Новый год. А когда дети расходились по домам, семья усаживалась за праздничный стол, в центре которого источал аромат запеченный гусь с квашеной капустой внутри.
Прошло много лет. Те дети давно выросли, обзавелись семьями, разъехались. Но они до сих пор хранят яркое воспоминание из своего детства – о новогодней елке у тети Вари. Недавно Елена, внучка Варвары Евгеньевны, встретила на улице Людмилу Глебову, чье детство тоже прошло в доме на набережной. Разговорились, вспомнили прошлое, тетю Варю и, конечно же, чудесную елку.
Потомки Стомпелевых
Как же сложилась дальнейшая судьба известной в нашем городе семьи музыкантов, педагогов, инженеров? Сын Евгения Михайловича Стомпелева, тоже Евгений, играл в оркестре отца на контрабасе и домребасе. Он учился в техникуме и работал на автозаводе. Когда оркестр стал настолько знаменит, что его решили сделать профессиональным, перед Евгением встал вопрос: какой выбрать путь – музыкальный или технический? И он пошел по инженерной стезе.
Его карьера сложилась удачно. Он возглавлял механический завод (ныне «Полимермаш»), создавал областную структуру – «Сельхозтехнику», был председателем горисполкома.
Светлана Павловна, внучка Евгения Михайловича Стомпелева, дочь Варвары и Павла Тихомировых, окончила школу для слабослышащих, поступила в Рыбинский авиационный техникум и, окончив его, пришла на моторный завод, где проработала до выхода на пенсию. С мужем Вячеславом Васильевичем Волковым они вырастили дочь Елену, которая продолжила семейную музыкальную традицию. Она окончила музыкальную школу и сейчас поет в ярославском хоре «Лауда» Дворца культуры им. Добрынина.
Несколько поколений Стомпелевых прожили в доме на набережной в общей сложности более 70 лет. В 2006 году жильцов расселили, а старинный особняк – памятник архитектуры – отреставрировали. При переезде Светлана Павловна передала старенькое фортепиано в дар ДШИ им. Е.М. Стомпелева. Другая семейная реликвия – гитара Евгения Михайловича – хранится у его внука Сергея Евгеньевича Стомпелева, который живет в Ярославле.
Коренной петербуржец Евгений Стомпелев, еще будучи гимназистом, пришел в оркестр Василия Андреева, который уже тогда назывался Великорусским и гремел не только по всей России, но и в Европе. Петербургский климат пагубно сказался на здоровье Евгения Михайловича, и в 1916 году он переехал в Вологду, где продолжил дело своего учителя Василия Андреева: организовал и возглавил самодеятельный оркестр русских народных инструментов, который и произвел фурор в Ярославле.
Комментарии