16:38
среда,
24 апреля 2024 г.
11.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 октября 2010

Физкультура не должна быть каторгой

Сегодня много говорят о том, что преподавание физической культуры в школах оставляет желать лучшего. По статистике, 11 процентов школьников ходят на физкультуру как на каторгу. В чем причина такого отношения к этому предмету?Ситуацию комментирует декан факультета физической культуры ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, заслуженный работник физической культуры РФ, профессор, доктор биологических наук Александр ВИКУЛОВ.

– Александр Демьянович, почему в последние годы у школьников падает интерес к занятиям физкультурой?
– Причин тут может быть несколько, и, наверное, основная из них – низкая зарплата педагогов. Ежегодно наш факультет выпускает около 100 учителей физкультуры, но приходят работать в школы немногие. Молодые кадры оседают в частных спортивных клубах, в силовых органах, хорошие спортсмены продолжают играть в составе команд. Зарплата начинающего учителя около 5 тысяч рублей, прибавьте к этому написание планов уроков, педсоветы, огромную ответственность. Поэтому школьных учителей физкультуры катастрофически не хватает. Зачастую уроки ведут пожилые педагоги, им приходится брать большую нагрузку. Ветеран вряд ли вдохновит детей на занятия спортом. В одной из школ города физрук вел 50 часов в неделю при норме 18 часов! О каком качестве уроков тут можно говорить. Но сегодня отмечается приятная тенденция: во многих школах учителями физкультуры работают наши студенты.

– Слишком большие нагрузки и сложные нормативы, которые приняты сегодня в школе, отпугивают некоторых детей. Школьники, особенно те, у которых есть какие­то физические недостатки, такие, как полнота, стараются прогулять «физру» всеми правдами и неправдами. Где выход?
– Нормативная база у нас действительно не отработана. На сегодняшний день в современной школе существует как минимум пять совершенно разных программ. Все они утверждены Министерством образования и рекомендованы для работы. Подчас эти нормативные требования диаметрально противоположны. По некоторым программам ни один ученик не выполняет норматива на «отлично», а если оценки плохие, интерес к занятию снижается. Учитель на свой страх и риск выбирает ту программу, по которой он будет работать. Я считаю, что школьные программы по физическому воспитанию нужно корректировать, причем серьезно.

– В прошлом году в нашей области произошло два несчастных случая во время занятий физической культурой. На школьных соревнованиях в Пошехонье умер учащийся, другой скончался после получения травмы пятки на уроке физкультуры. Это не единичные случаи в России. Кто в этом виноват?
– В большинстве случаев смерть детей на уроках физкультуры – не прямое влияние физических нагрузок, она может быть связана с кардиомиопатией. Это наследственная болезнь, которую распознать очень трудно. Провоцироваться она может стрессовой ситуацией.

– В школе каждый год изучаются одни и те же виды спорта, что снижает интерес к занятиям. Как сделать уроки физкультуры интересными, чтобы дети ходили на них с удовольствием?
– Все зависит от самого учителя. Каждая программа предполагает вариативность. На уроках физкультуры можно применять новейшие финтесметодики, аэробику, шейпинг, модные сегодня восточные единоборства. При подготовке к урокам нужно учитывать возрастные психологические особенности детей. Учащиеся младших классов любят различные эстафеты, личные соревнования, они не боятся проигрывать, легко переносят горечь поражения. Школьники средних и старших классов предпочитают командные соревнования – они любят поболеть за коллектив, а также при неудаче спрятаться за спинами лидеров. В подростковом возрасте дети болезненно воспринимают неудачи.

– Приемлема ли муштра на уроках физкультуры? Бывает, что педагог чересчур требователен или груб и на жалобу ребенка о плохом самочувствии заставляет его пробежать еще кружок или раз 15 отжаться.
– Каждый учитель должен быть еще и хорошим психологом и уметь видеть, кто из учеников симулирует болезнь, а кому действительно плохо.

– Говорят, что большинство спортзалов не оборудовано нужным инвентарем или уроки проводятся в мрачных помещениях.
– Здесь все зависит от позиции директора. В некоторых школах, и правда, все пущено на самотек, у учителя нет самого элементарного для ведения занятий и ему приходится все объяснять на пальцах. Несколько лет назад в одной из школ города сложилась дикая ситуация: во время урока физкультуры ребята ходили с учителем в бассейн за свои деньги, те дети, которым родители не могли дать денег, вынуждены были бегать на лыжах, а те, у кого не было и лыж, гуляли на улице.
Сегодня в продаже есть недорогой инвентарь – мячи, обручи, скакалки, они могут оживить уроки физкультуры. Очень хорошо оборудованы спортзалы в 13-й, 81-й, 26-й школах – там есть тренажеры, и дети ходят на занятия с удовольствием.

– Как вы относитесь к введению в школьную программу третьего, дополнительного урока физкультуры? Не будет ли это перебором?
– Если к двум плохим урокам физкультуры добавить третий, то будет еще хуже. Если это продуманные, наполненные уроки, которые пойдут детям на пользу, – я двумя руками «за». Можно сделать спаренные уроки, чтобы дети спокойно могли переодеться, сделать разминку.

Как бы вы обозначили основную цель уроков физической культуры?
– Физкультура должна формировать у детей интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, в том числе самостоятельно. На уроках физкультуры ребенок получает элементарные знания о своем организме, о своих возможностях. Задача физических упражнений – реализовать наследственный двигательный потенциал. Школьники заняты преимущественно тяжелым умственным трудом, но в его основе должен лежать высокий уровень физической работоспособности.

– Какой, по вашему мнению, должна быть физкультура в идеале?
– Индивидуально подобранной к каждому ребенку, адаптированной к возрасту учащихся. Уроки физкультуры должны быть направлены на укрепление здоровья ребенка, на нормальное, соответствующее возрасту физическое и психическое развитие.

– Что бы вы предложили ввести на уроках физкультуры?
– В этом году наш факультет принял участие в конкурсе по написанию государственной программы по физической культуре. В ней мы предлагали ввести четкую нормативную базу физических нагрузок с учетом подготовленности школьников и возрастных особенностей, но наша программа была отклонена по формальному признаку в Министерстве образования.
Если помечтать, то на уроках физкультуры можно ввести персональные тренировки, организовать уроки в игровой форме, занятия под музыкальное сопровождение, столь популярную сегодня йогу… Ведь занятия физкультурой должны быть интересной игрой, а не дрессировкой, чтобы дети получали на этих уроках только положительные эмоции.

Автор: Елена БАЛДИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать