09:42
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 июля 2013

Где провожают пароходы?

В первое воскресенье июля по всей России традиционно отмечается профессиональный праздник работников морского и речного флота. В Ярославле, для которого матушка-Волга веками служила важнейшей артерией, и сегодня найдется немало людей, связавших с рекой свою судьбу. Присоединяясь к поздравлениям в адрес наших речников, мы отправляемся от ярославской пристани в далекое и недавнее прошлое.

Бойкая пристань
Столетия назад ярославский берег Волги напоминал большой муравейник. Вдоль крутого откоса прихотливо располагались многочисленные купеческие пристани, и с утра до ночи ловкие «крючники» сновали по шатким мосткам, согнувшись под тяжкой ношей. Не только местные, но и иностранные торговцы имели в Ярославле склады и причалы. Еще в XVI столетии англичане построили здесь собственную гавань и именно отсюда отправлялись в экспедиции вниз по Волге. Что же касается ярославцев, то они столетиями бойко торговали по Волге кожей и льном, щетиной и селитрой. В XIX веке, когда протяжные гудки первых пароходов огласили речные просторы, хлебные, железные и табачные «короли» Ярославля не замедлили воспользоваться преимуществами прогресса и нередко обзаводились целой флотилией паровых судов.
Поначалу волжское пароходство было исключительно грузовым. Путешественники обычно переправлялись по Волге «с оказией», довольствуясь случайными местами на баржах или буксирах. Однако начиная с 1850-х годов на водных магистралях России появляются крупные пассажирские компании – «Самолет», «Дружина», «По Волге», «Пароходство Кашиных»…
Речной флот постепенно становился не только средством товарообмена, но и весьма комфортным видом транспорта. Конечно, пассажирские пароходы двигались медленней, с частыми остановками, но тем интереснее было путешествовать, созерцая с палубы живописные пейзажи и волжские города. Иные туристы растягивали это удовольствие на все лето, совершая по два-три рейса подряд – от Нижнего до Астрахани и обратно.
Как в «Жестоком романсе»
Развлечений в круизе было предостаточно. На широкой палубе можно было не только прогуляться, но и с аппетитом по­обедать, опорожнив при этом графинчик «Смирновской». Кроме того, во время стоянки в городах в распоряжении пассажиров всегда оказывался час-другой для осмотра местных достопримечательностей.
В каютах 1-го и 2-го классов путешествовали фабриканты, военные и гражданские чины, коммерсанты и знаменитости. Оказавшись на пьянящем волжском воздухе, представители богемы не отказывали себе в удовольствии покутить. К примеру, Александр Дюма, отважившись на речной вояж по Волге, пригласил на борт парохода целый военный оркестр. А вот Антон Павлович Чехов пароходом остался недоволен: «От Максатихи до Рыбинска одна сплошная скука, особенно в жару. От Рыбинска до Ярославля тоже невесело. Преобладающее впечатление – это ветер и все наслаждения исчерпываются солянкой из стерляди, после которой долго хочется пить. На пароходе ни одной интересной женщины, не с кем слова сказать…»
Соперничая между собой, пароходы нередко устраивали на Волге настоящие гонки – совсем как в «Жестоком романсе». Ярославцы не раз становились свидетелями рискованных маневров, которые на виду у всей набережной предпринимали капитаны, желавшие во что бы то ни стало опередить конкурента и первыми подойти к пристани. Азарту соревнования покорялась вся команда. По свидетельству ярославского журналиста, описывавшего одну из речных «баталий», при обгоне пуще всех старался судовой повар: «…выйдя на корму, он осыпал отстающий пароход насмешками и предлагал ему идти на буксире, для чего уступал свое полотенце».
Впрочем, пароходные гонки зачастую организовывались и специально – в рекламных целях. В Ярославле они проводились на дистанции в 12 верст: от Норского до Арсенальной башни. В состязаниях участвовали не только представители пассажирских компаний, но и «независимая» ярославская команда, спонсором которой традиционно выступал владелец табачной фабрики Иван Дунаев. Городской судья давал старт из пистолета, и пароходы устремлялись вперед. Поболеть за участников, по словам очевидцев, на берег выходили даже монахи Толгского монастыря.

Танцплощадка на вокзале
В бойкой речной жизни, наполненной рабочим шумом и суетой, протяжными гудками, встречами и прощаниями, чувствовалась своя, особая романтика. Даже скептичный Владимир Гиляровский, впервые оказавшись в Ярославле в 1871 году, зачарованно любовался «дымившими у пристаней пассажирскими пароходами, то белыми, то розовыми, караваном баржей, тянувшихся на буксире».
Деревянные пристани-дебаркадеры столетиями оставались неотъемлемым атрибутом провинциальных набережных и с легкой руки Александра Островского и Эльдара Рязанова стали символом старой, купеческой Волги. Иные из них и сегодня продолжают нести свою вахту на речном флоте. Однако XX век расширял горизонты, меняя облик ярославских берегов.
В 1970-х годах у подошвы Волжской набережной в Ярославле началось строительство многофункционального комплекса речного вокзала. По проекту, разработанному ленинградскими архитекторами под руководством Тимофея Садовского, новый вокзал должен был не только встречать гостей города, но и стать комфортным местом отдыха для ярославцев. Помимо специальных помещений для обслуживания пассажиров и снабжения теплоходов два больших корпуса включали ресторан, кафе, гостиницу, салон красоты и даже кинозал на 400 мест. Внутренние дворики и переходы делили комплекс на несколько зон, в соответствии с которыми располагались причалы: для туристических теплоходов – рядом с автобусной стоянкой, а для транзитного флота – возле билетных касс. Зимой, когда Волга замерзала, речной вокзал мог превращаться в клуб-кинотеатр, а зал ожидания в межнавигационный период мог служить танцплощадкой. Конечно, архитекторы 70-х не могли предположить, что остроумный XXI век найдет иное применение просторным холлам, а здание билетных касс зай-мут офисы и магазины, оставив пассажирам лишь пару стульев в дальнем вестибюле.

В гармонии с набережной
К 1984 году ансамбль речного вокзала сформировался окончательно. К чести ленинградцев, новый архитектурный комплекс не только не нарушил, но и подчеркнул очарование старинной набережной. Пожалуй, никто еще не относился к визитной карточке Ярославля так бережно: строительная площадка была образована путем намыва участка, а корпуса вокзала при всей вместительности не превышали естественного откоса берега. Авторам проекта удалось сохранить масштаб и ритм исторической застройки, и современные здания, почтительно расположившиеся у подножия древнего города, стали стильным штрихом к его веками создававшемуся портрету.
Принимая гостей, речной вокзал будто приглашает полюбоваться городом. Его необычный силуэт не заслоняет красоты набережной, позволяя оценить строгие линии классических виадуков. Величавая арка Семеновского моста связывает два корпуса в единое целое и словно ковровую дорожку расстилает перед нами широкую аллею Красного съезда. Даже крыша ресторана, обращенная в смотровую площадку, служит естественным продолжением Первомайского бульвара. Удивительно гармоничной выглядит стройная красавица башня. Напоминая мачту корабля или гостеприимный маяк, она перекликается с вертикалями ярославских колоколен. Любопытно, что согласно первоначальному замыслу вместо часов на башне вокзала должны были размещаться именно колокола.
Творческий подход и тактичное отношение к исторической застройке были оценены по достоинству: в 1986 году проект речного вокзала, созданный ленинградскими архитекторами, удостоился Государственной премии РСФСР. Сегодня представить нашу набережную без этого оригинального комплекса уже невозможно. Принимая эстафету столетий, наш речной вокзал стал волжскими воротами Ярославля, как и прежде, открытыми для гостей со всего света.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать