18:43
четверг,
25 апреля 2024 г.
17.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 января 2013

Голубиный патриарх

Поколение айпадов и айфонов, наверное, удивится, что в нашем городе есть голубятни. Это в 50 – 60-е годы прошлого века они были в каждом дворе и гон голубей являлся одним из развлечений. В девяностых число голубиных питомников стало стремительно сокращаться. Сегодня даже оставшиеся шесть десятков мало кто видит.


Самые птичьи улицы
   – Раньше больше всего голубятен было в Кировском районе. Только у меня во дворе три имелось, – рассказывает голубевод Борис Николаевич Долотцев. – А потом пошла застройка центра, снос сараев и голубятен. И сейчас почти все оставшиеся располагаются в частном секторе Брагина, Заволжья и Перекопа. В центре города только две и осталось – моя на Красном съезде и еще одна на улице Свердлова.
    В 1949 году пятиклассник Борька Долотцев впервые выпустил в небо голубя. Во дворе дома на Красном съезде тогда держали голубей Юра Кляузов, Вячеслав Теплухин и Герман Соколов. Центр города славился голубятнями. Самыми птичьими улицами были Голубятная (нынешняя Терешковой), Советская, Гражданская (Б.Октябрьская), проспекты Ленина и Толбухина.
   Не было тогда для мальчишек слаще занятия, чем пустить в полет своих голубей или поймать чужого. Выгонишь птицу из «дома», и она по 4 – 5 часов кружит над голубятней, то превращаясь в точку, то летая прямо над крышами домов. Тогда за красоту и продолжительность лета ценились больше всего николаевская и кременьчужская породы, турманы, чернопегие и краснопегие голуби.

Беру тебя в плен
   Каждый пацан мог отличить одну породу от другой, а самым большим удовольствием мальчишек было захватить в плен чужого голубя.
   – Видишь, что мимо пролетает не твоя птица, и сразу своих шугнешь слегка. Пришлый увидит, что сородичи есть, и опустится вниз. Ты его ловишь, а потом ждешь, когда хозяин начнет обходить соседние голубятни и искать пропажу. Владелец выкупал голубя или менял на другого, – вспоминает Борис Николаевич.
   В 27 лет Долотцев женился и забыл про голубей. Не то что бы жена поставила ему ультиматум – «любовь или голуби», просто он ушел с супругой из родительской квартиры на съемное «гнездо», а в том доме голубятни не было. А ближе к пенсии вспомнил про увлечение молодости. Долотцев в это время был начальником ярославского Ростехнадзора. Фигура в городе значимая, и это, что уж греха таить, помогло Борису Николаевичу без проволочек получить разрешение на строительство небольшой голубятни, равной по площади общежитской комнате. Так, в 1993 году Борис Долотцев вернулся в ряды голубятников. Он приобрел николаевских голубей, кременьчужских, волжско-ленточных и ярославских гривунов.

Двенадцать мешков в год
   Борис Николаевич кормит своих питомцев ячменем, пшеницей, кукурузой и комбикормами. В день каждый пернатый съедает по 25 граммов зерна. Вроде немного, но вся стая за месяц расходует мешок зерна. А это 400 – 500 рублей. А ведь еще надо тратиться на прививки для птиц. В советские времена как-то обходились без этого, но в двухтысячные годы по Ярославлю прокатилась волна голубиных эпидемий. Птицы вымирали целыми голубятнями. Долотцев тоже потерял весь свой питомник. С тех пор он прививает пернатых, а это тоже расходная статья бюджета.
   Кроме того, голуби требуют внимания и ухода. Борис Николаевич чистит питомник 2 раза в день. И ежедневно заставляет птицу летать. Дело в том, что если голуби не будут кружить в воздухе, то у них уменьшится продолжительность полета. Например, николаевские голуби раньше по 5 – 6 часов в воздухе кружили, а сейчас только по 2 – 3.
Кременьчужские вообще перестали летать, теперь это декоративная порода.
   – Раньше откроешь голубятню, птицы сами на волю летят. Сейчас же я их собираю в корзинку и иду выпускать в соседний двор. Если выпустить птиц прямо во дворе голубятни, они взлетят и сразу приземлятся на крышу ближайших домов, – рассказывает Борис Николаевич.
   Но как бы ни был нужен птицам налет часов, все равно осенью их запирают на замок. Виной тому ястребы и вороны, которые зимой перебираются в город охотиться. Бьют голубей только так. Несмотря на это, Долотцев склоняется к мысли, что лучше уж потерять пару-другую птиц, чем весь питомник разучится летать. Поэтому он выпускает голубей на выгул и в холодное время года.

А где же птенцы?
   Голуби выбирают себе пару один раз и на всю жизнь. Если кто-то из супругов погибает, Борис Николаевич подбирает оставшемуся нового спутника жизни. Чтобы избежать близкородственных браков, он маркирует каждую семью и их потомков разноцветными колечками на лапках. Голуби высиживают по два яйца в течение 18 дней. Ночью голубка, днем – голубь. А затем вылупившихся кормят грудным молочком – оказывается, оно есть и у голубей!
   Чтобы избежать увеличения численности птичьего населения, Долотцев периодически меняет снесенные яйца на имитацию. Голуби высиживают их все те же 18 дней и потом спрыгивают, недоумевая: «А где же птенцы?»

Ой, какие попугайчики!
   К сожалению, голубеводство в Ярославле чахнет. Молодым ярославским любителям этих птиц уже около пятидесяти. А Борис Николаевич недавно отпраздновал свое 75-летие. Многие голубеводы ему ровесники. И смены поколений нет. Сыну Долотцева чуть за сорок, но увлеченности голубями у него нет. Другое поколение – другие интересы. Что касается нынешних детей, которым по любопытной природе своей вроде как надобно терять голову от голубей, то и они достаточно прохладно к птицам относятся. Учащиеся школы, стоящей по соседству с голубятней, максимум проводят глазами полет птиц, но чтобы заинтересоваться и спросить что-то – такого нет. А маленькие дети даже не знают, что это голуби: «Мама, мама, смотри, какие у дяди попугайчики. А можно их погладить?»
   Голубеводы с себя вины не снимают. Они считают: надо чаще выставляться, проявлять инициативу, чтобы ярославцы видели красоту голубей. За год организовали две выставки, но этого мало. Что же касается голубятен, то новых голубиных питомников в городе не появлялось лет двадцать.

Елена АНАШКИНА, заведующая кафедрой зоологии ЯГПУ:
 Увлечение голубями не может устареть – это как разведение лошадей, кроликов. Такое хобби позволяет сохранять природный генофонд. Хотя сейчас условий для этого нет. Получить землю под голубятню не в частном секторе очень трудно. Но это проблема не только Ярославля, а всей страны. Бюджеты маленькие, в них не хватает денег
на самое необходимое, не то что на голубей, кошек или собак.

КСТАТИ
Ярославцы в шестидесятых годах прошлого века вывели на основе закупленных в Харькове николаевских голубей свою породу. На белой шее такого голубя краснеет небольшая грива. Эти птицы лобастые, с длинным тонким клювом, на сравнительно низких неоперенных ногах, с благородной осанкой.

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ
Бориса Долотцева удивляет то, с каким умилением все смотрят на ходящих по площадям птиц. Люди норовят с ними сфотографироваться и дать детям погладить. А ведь такие голуби опасны. Это так называемые дикие птицы, которые делятся на две категории: зерновые и помоечные. Первые находят корм у складов с пшеницей, фермерских хозяйств, мукомольных заводов. А вторые питаются на помойках и площадях. Вряд ли они здоровы…

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать