23:02
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 июля 2010

Город порхающих бабочек

В коллекции Максима Клепикова около 100 тысяч бабочек!

За тысячу лет существования города никто из ярославцев не удосужился точно подсчитать, какие же виды чешуекрылых порхают рядом с нами.
А вот Максим Анатольевич Клепиков за 17 лет с сачком прошел по всей земле Ярославской и переписал каждую бабочку. Благодаря этому выяснилось, что в нашей области «прописано» 1436 видов бабочек.

Крылатые любят Заволжье
Ярославская область небогата бабочками. В соседней их насчитывается около двух тысяч. Все дело в более южном расположении. В Тверской области зима в среднем лишь на градус теплее, но там на 300 – 400 видов бабочек больше. И растительность Ярославской области тоже подкачала: мало у нас широколиственных деревьев.
А знаете, где в нашей области самое богатое бабочками место? Это Заволжский район Ярославля. Иностранные ученые, когда узнают, какие виды обитают в обычном городском микрорайоне, удивляются: «У нас не в каждом заповеднике столько найти можно!» Например, находящаяся под международной охраной бабочка с интересным названием «червонец голубоватый» в Заволжском районе летает совершенно спокойно. А вот «голубянка­викрама» вообще на всей Верхней Волге пока найдена лишь в Ярославле.
В общем, заволжанам повезло. Во­первых, там близко протекает Волга. А вдоль реки всегда дует ветер, на котором к нам, как на поезде, «приезжают» бабочки с юга. Во­вторых, вдоль Волги произрастают те самые южные широколиственные породы. Дубравы, липняки и вязовники сохраняются лишь в Заволжском районе. Втретьих, здесь есть торфяники и болота, где живут тундровые бабочки. Например, «перламутровка северная», «голубянка торфяниковая» или «сенница болотная» чаще всего встречаются в тундровой зоне, а в Ярославле их можно увидеть на торфяных карьерах у Среднего и Нижнего поселков. Такое сочетание южных и северных видов бабочек в одном месте уникально.
Ярославская область на протяжении столетий, с точки зрения бабочковедения, была «терра инкогнита». Впервые переписью бабочек занялся М.К. фон Белль в 1868 году и нашел 186 видов, в начале XX века Л. Круликовский довел список до 673 видов.

Из Тутаева в Совет Европы
В 1990 году Максим окончил факультет биологии и сразу стал изучать бабочек Верхневолжского региона. Семнадцать лет Клепиков занимался этой работой и писал диссертацию. Коллеги считали, что защититься по данной теме нереально, велик объем исследуемого материала.
Диссертация была написана за год, но Клепиков хотел объять необъятное и в свободное от работы время продолжал ловить бабочек.
А работы у энтомолога хватало: он был заместителем директора по научной работе в детском экологобиологическом центре «Дом природы» Тутаева, руководил двумя телекоммуникационными научноисследовательскими проектами для школьников – «Первоцветы» и «Биоиндикация», которые вошли потом в российский проект «Экологическое Содружество».
Труд Клепикова заметили в Совете Европы и пригласили работать сначала над Красной книгой дневных бабочек Европы, а потом в международных проектах «Prime Butterfly Areas in Europe» и «The Distribution Atlas of European Butterflies» по охране и изучению бабочек.

На свет и в коллекцию
Лишь восемь процентов бабочек летают днем, остальные ведут активный образ жизни ночью. Один из самых эффективных способов ловли бабочек в темное время суток – на простыню. Развешивается белое полотно, и на него направляется свет от фонаря. Крылатые создания летят на свет, гибнут и попадают в коллекцию энтомолога.
А некоторые виды Максим просто выводил. Сходит в лес, найдет гусениц или куколок, принесет домой и подождет, пока из них выведется бабочка. Както ярославец поймал редкую бабочку, которая привлекает к себе самцов запахом. Поместил ее в стеклянную банку и, накрыв марлей, стал ждать. Через некоторое время туда прилетели самцы, которые сроду в наших краях не обнаруживались.
Главным оружием энтомолога все же остается сачок, только специальный, из черной ткани, чтобы светлые крылья бабочек на нем были хорошо видны. Каждый уважающий себя бабочколов должен иметь не меньше трех разновидностей сачков. Один – чтобы ловить низколетающих бабочек, другой – для насекомых высокого полета, третий – для тех, кто в траве прячется.
Народная молва считает, что бабочки – исключительно летние создания. На самом деле они начинают летать, как только среднесуточная температура поднимается выше нуля. Уже в апреле у нас летает до двухсот видов бабочек. Конечно, в летние месяцы крылатых гораздо больше – около 700 видов. Но некоторые бабочки умудряются летать аж до ноября!

В гармонии с природой
Однако бабочки – это не только красивый полет и яркие краски. Они прежде всего насекомые, которым нужно чем­то питаться. И их «обеды» дорого могут обойтись экономике. Каждый десятый вид бабочек наносит реальный ущерб. Одни предпочитают на ужин плодово­ягодные деревья и кустарники, другие трапезничают в садах и парках, третьи специализируются на овощах. Однажды к Максиму обратились из санэпидемстанции. В одной из столовых на потолке появились какие­то червяки. Такое поведение обычно свойственно гусеницам бабочки­огневки на стадии превращения в куколку. Энтомолог знал, где обычно гнездятся вредители, и предложил поискать в сухофруктах. «Лагерь врагов» был найден и уничтожен.
Зная, какие вредители обитают в той или иной местности и их повадки, Клепиков дает простые и точные советы. Для нейтрализации одного вида бабочек достаточно сгрести листья в кучу, для противодействия другому надо, наоборот, раскидать листья по всему участку.
Есть у Максима мечта – сделать в Заволжском районе национальный парк по примеру Лосиного Острова в Москве. Ведь в ярославском Заволжье обитает множество уникальных живых организмов, не только бабочек, но и жуков, птиц, растений, грибов. Можно гулять, отдыхать, собирать грибы и ягоды, рыбачить, жить в красоте и гармонии с крылатыми созданиями, еще и туристов привозить в национальный парк. Такого бренда у близлежащих городов, кроме Москвы, нет. Ярославль может стать первым городом порхающих бабочек.

МНЕНИЕ
– Изучение мест обитания бабочек – это очень интересно! Сделать для них заповедник в Заволжском районе –
задача непростая. Но месту обитания редких бабочек вполне можно придать статус памятника природы или охраняемого объекта. У нас в городе таких памятников тринадцать. Например, Тверицкий бор, парк Нефтяников, Бутусовский парк. Мы стараемся сохранять такие природные объекты. Пока к нам с вопросом организации заповедника для бабочек не обращались, но это интересный проект, его можно рассмотреть, – говорит начальник отдела охраны окружающей среды мэрии Ярославля Владимир Овчинников.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать