06:21
вторник,
20 мая 2025 г.
Температура
НУ И ПОГОДА
С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 февраля 2012

Ипотека для учителя: мечта или реальность?

В начале нынешнего учебного года материальное благополучие учителей средних школ улучшилось – их зарплаты увеличились в среднем на 30 процентов. Кроме того, сейчас власти ведут переговоры с банками о льготных условиях ипотечного кредитования педагогов. По мнению самих учителей, эти меры хоть и улучшают их материальное положение, но не меняют ситуацию кардинально.

По словам директора департамента образования мэрии Ярославля Андрея Сибрикова, после сентябрьского повышения зарплата учителя составляет в среднем 16 тысяч 615 рублей. Предполагается, что если областная дума одобрит инициативу губернатора Сергея Вахрукова, то в ближайшем будущем зарплата педагогов еще поднимется и достигнет средней по региону – 18 тысяч рублей.
Повышать заработную плату учителям, безусловно, надо, считает Андрей Сибриков, ведь в последние годы они получали от 5 до 10 тысяч рублей. Однако и после нынешних надбавок материальное положение педагогов достаточно скромное, поэтому им приходится подрабатывать.
По мнению социологов, качество образования не зависит напрямую от уровня материального благополучия учителей. То есть в целом педагоги остаются верны своей профессии во все времена. Учитель, любящий свое дело, всегда будет вести урок хорошо. Это психологическая черта характера представителей данной профессии. Но жить­то надо! Хочется отдохнуть, съездить в отпуск, сделать ремонт, хорошо питаться, поправить здоровье. И поэтому ради содержания семьи учитель берет дополнительные часы, хотя кроме аудиторных часов он еще проверяет тетради, готовится к урокам. В результате накапливается усталость, происходит профессиональное выгорание. А ведь именно профессиональная усталость в первую очередь влияет на качество преподавания.
– Конечно, если бы учитель имел возможность без всяких подработок вести свои 18 аудиторных часов, качество преподавания было бы выше, – считает директор клуба молодых учителей Дома народного образования Ольга Шилина. – Наши учителя очень талантливые люди, причем во всех отношениях – они не только умеют заинтересовать своим предметом школьников, они еще и поют, танцуют, сочиняют стихи, пьесы, играют в спектаклях. В эту профессию не идут пассивные люди. Профессия учителя дает возможность полностью реализоваться человеку. Но энергия наших педагогов часто тратится на выживание, а не на творческий труд. 30 процентов молодых талантливых учителей просто не могут работать в школе из­-за низких зарплат. Они бы и рады учить детей, но надо где­то жить, на что­то содержать семью. И они уходят в бизнес.

В последнее время банки проявляют интерес к ипотечному кредитованию бюджетников, и в частности учителей. Сейчас местные власти обсуждают с финансовыми учреждениями разные варианты льготного ипотечного кредитования. Одни банки предлагают, чтобы бюджет субсидировал первоначальный 20­процентный взнос ипотечного кредита. Другие предлагают властям субсидировать из бюджета часть процентной ставки по ипотеке. Но даже при всех этих «послаблениях» при зарплате 15 тысяч рублей ипотечный кредит, по мнению учителей, неподъемен.
– Молодые педагоги, которые пришли в школу сразу после вуза, получают намного меньше 15 тысяч, – говорит учитель школы № 38 Екатерина Федорова. – Но даже при более высокой зарплате вряд ли педагог сможет позволить себе ипотечный кредит. Ведь на данный момент ему придется выплачивать ипотеку в течение 20 – 25 лет. Даже если зарплаты учителям будут повышаться, как­то страшновато попадать в такую кабалу.
При этом именно молодые педагоги особенно остро нуждаются в собственном жилье.
– Многие из них приехали из районов Ярославской области, – рассказывает Ольга Шилина. – После вуза они устраиваются по­-разному: кому­то руководство выхлопочет комнату в общежитии, кто­-то снимает квартиру, работая не только педагогом­-предметником, но и осваивая смежные профессии – социального педагога, педагога-­организатора. Но в любом случае всем им нужно жилье. Да и ярославские молодые педагоги нуждаются в квартирах – им надо «отпочковываться» от родителей, заводить свою семью.
И все­таки лед тронулся. Согласитесь, зарплата 15 – 20 тысяч рублей – это не 5 – 10 тысяч, как было совсем недавно. Учителя хоть и продолжают подрабатывать, но уже вздохнули свободнее. И даже сам факт переговоров власти и банков о льготном ипотечном кредитовании говорит о том, что материальное положение учителей волнует общество. Но до идеала нам еще очень далеко.
– В Германии профессия педагога престижна и высокооплачиваема, – рассказывает заместитель директора департамента образования мэрии Ярославля Елена Иванова. – Ставки учителей в школах освобождаются редко – только когда учитель уходит на пенсию. И на освободившиеся места выстраивается очередь из высококвалифицированных кадров. Поэтому руководство школы имеет возможность выбрать самых лучших педагогов.
В наших школах очередей, как известно, нет – скорее здесь сохраняется кадровый голод. И если хотя бы один учитель уходит, заменить его бывает некому. По словам самих педагогов, насытить школы и детские сады высококвалифицированными, а также молодыми подающими надежды учительскими кадрами помогло бы принципиально иное повышение зарплат. Допустим, сопоставимое с тем, какое недавно было предпринято в Вооруженных силах и органах внутренних дел. Но этого учителям пока никто не обещает.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать