04:02
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 сентября 2013

История в портретах

В Ярославском художественном музее открыта выставка «Императоры России», посвященная 400­летию Дома Романовых. В парадном губернаторском кабинете представлены живописные, графические и скульптурные портреты российских императоров из частной коллекции и собраний двух музеев – Ярославского и Рыбинского.

 

Портреты российских императоров – тринадцати из четырнадцати августейших особ, носивших этот титул, впервые выставлены на всеобщее обозрение. Среди  представленных живописных полотен, созданных в основном неизвестными авторами, есть две работы успешного и популярного английского живописца Джорджа Доу – портреты Александра I и Николая I. Картины сохранились благодаря известности художника, который создал и  галерею портретов  героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце. А вообще-то живописные изображения императоров XIX века уничтожались при советской власти или вуалировались. Например, картина Николая Сверчкова «Катание в коляске» выставлялась, но никогда не афишировалось, что на ней изображен Александр II с детьми. Об этом знали только музейщики, но им запрещалось говорить посетителям, кто есть кто на картине.
   Графических работ сохранилось  больше. Из представленных в экспозиции  привлекает внимание портрет Великого князя Николая Александровича, на котором будущий император Николай II изображен в возрасте 22 лет. Через четыре года он взошел на трон…
   Живописные и графические произведения  дополняет  коллекция кабинетных бронзовых бюстов, принадлежащая первому губернатору Ярославской области Анатолию Лисицыну. Галерея бюстов была изготовлена по заказу Александра II на фабрике Феликса Шопена в Санкт-Петербурге. Петербургский литейщик не имел ничего общего со своим однофамильцем, знаменитым композитором  Фредериком Шопеном. В историю искусства он вошел как автор «Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров». В первоначальном варианте это собрание насчитывало 64 бронзовых бюста августейших особ. В качестве образцов были взяты произведения лучших скульпторов России и Европы, а также эскизы академика Федора Солнцева, уроженца Ярославской губернии.
   Коллекция Анатолия Лисицына, представленная на выставке, включает 11 скульптурных портретов российских императоров. В ней не хватает троих монархов – Петра II, Петра III и Ивана VI, царствовавших очень недолгое время. Есть на выставке и два настоящих раритета – портрет Екатерины II выдающегося русского скульптора Федота Шубина и мраморный барельеф по рисунку императрицы Марии Федоровны, изображающий детей императора Павла I.
ВЫСТАВКА ОРГАНИЗОВАНА В ПАРАДНОМ ГУБЕРНАТОРСКОМ КАБИНЕТЕ НЕ СЛУЧАЙНО. КОГДА-ТО ЕГО УКРАШАЛИ ПОРТРЕТЫ ИМПЕРАТОРОВ И ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ. А РОВНО 190 ЛЕТ НАЗАД ЗДЕСЬ  ВСТРЕЧАЛИ АЛЕКСАНДРА I, ПРИЕХАВШЕГО НА ОТКРЫТИЕ УСАДЬБЫ, ПОСТРОЕННОЙ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ. ПОЧЕТНОГО ГОСТЯ ПРИНИМАЛ ЯРОСЛАВСКИЙ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР БЕЗОБРАЗОВ.  ЛЮБОПЫТНО
 Титул Императора Всероссийского носили 14 человек – 10 мужчин и 4 женщины. Самым первым был Петр Великий. В 1721 году сенат от имени русского народа обратился к царю Петру Алексеевичу с просьбой принять титул Отца Отечества, Императора Всероссийского в честь победы в Северной войне. Личность императора почти всегда определяла характер эпохи. Не случайно мы говорим: «Эпоха Петра Великого», « Золотой век Екатерины», «Время Александра II Освободителя». Самое долгое правление было у Екатерины II —  34 года, а самое короткое у Петра III —  6 месяцев. И только один представитель династии Романовых вступил на престол в младенческом возрасте –  Иван VI. Император­младенец правил номинально при регентстве Бирона и своей матери Анны Леопольдовны. Судьба его оказалась трагической. Свергнутый Елизаветой Петровной, он всю жизнь провел в заточении и в 23 года, уже в царствование Екатерины II, был убит. Его портрет отсутствует на выставке, да и не могло быть изображения пожизненного узника.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать