03:54
суббота,
20 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 сентября 2012

Как выжить первокласснику?

Первоклассники отучились в школе первый месяц. О том, с какими проблемами сталкиваются дети, первый раз переступившие порог школы, и как помочь им преодолеть стрессовые ситуации, рассказывает Александр ГАЛАНОВ, психолог, создатель методики «Здоровое детство», эксперт журналов «Расти, первоклашка», «Хочу ребенка», автор книг и учебных пособий.

Непростая дорога
Стрессовые ситуации возникают порой у детей даже на пути в школу. Если она находится далеко от дома, то родители туда ребятишек водят. Но если школа в 5 – 10 минутах ходьбы, это создает ложную иллюзию безопасности. На самом деле и в этом случае ребенка подстерегают разного рода трудности, о которых взрослые могут даже не догадываться.
– Во-­первых, дети маленького роста, и это не только ограничивает им обзор, но и делает их малозаметными для водителей. Малыши еще не умеют эффективно использовать боковое зрение, а до двенадцати лет ребенок с трудом определяет, откуда исходит звук, и, услышав сигнал машины, может пойти в ее сторону. До семи лет у детей не хватает опыта, чтобы оценить реальные размеры автомобиля и расстояние до него, им трудно оценить скорость машины. Малыш воспринимает мир не так, как взрослый, например, «зебру» он может считать вполне безопасным местом: главное для него – переходить точно по полосочкам. Ребенок уверен, что если он увидел машину, то и шофер заметил его, – рассказывает Александр Галанов.
Поэтому родителям желательно первые две недели походить в школу вместе с ребенком. Примерно через неделю он выучит маршрут. Полезно поиграть в разведчиков: уверить малыша, что он супергерой на задании, а за ним следят шпионы. Задача ребенка преодолеть дорогу до школы правильно. Родители в это время идут сзади в 10 – 15 метрах и смотрят, как ребенок добирается до школы. Взрослым лучше изучить все опасные места и объяснить ребенку правила их перехода. Например, всегда использовать подземный переход, если он есть, и пересекать дорогу только в указанных местах (у светофора, по пешеходному переходу). Эти правила можно облечь и в форму сказки, где дорога будет рекой, переходы мостами, а машины – монстрами, которые таят угрозу. В игровой форме знания легче запоминаются.

Осторожнее с незнакомцами
– Особенно обратите внимание детей на правила общения с людьми на улице. Объясните, что ни в коем случае нельзя разговаривать с чужими, идти с ними кудалибо, садиться к ним в машину и т. д. Почитайте ребенку сказки «Пряничный домик», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино», попросите его объяснить, что герои делали неправильно, – советует психолог.
Надо внушить детям, что они ни в коем случае не должны брать у незнакомцев игрушки, угощения, входить с ними в лифт, подъезд, подворотни. Взрослый должен в игровой форме донести эти правила до ребенка. Помощником здесь могут стать стихи или «Кодекс юного джедая» – выбор формы зависит от увлечений детей.

Чтоб здоровым быть сполна
Детям в семилетнем возрасте нужно давать 2 часа в день физической нагрузки – это способствует их росту. Если ребенок не будет развивать мышцы, его масса тела все равно будет расти, но только уже за счет лишнего жира.
– Малыша надо отдать в спортивную секцию. Желательно, чтобы там были нагрузки на разные мышцы тела. В циклических вида спорта – таких, как фигурное катание, велоспорт, бег, идет нагрузка на одни и те же мышцы. Она выматывает, и вместо выброса энергии организм утомляется, – считает Александр Галанов.
Если же нет возможности отдать ребенка в секцию, надо с ним играть. Раньше дети много времени проводили во дворах, а в последние годы они гуляют редко, отдавая предпочтение компьютерным играм и мультикам.

Отвлекающие маневры
Долой красивые пеналы, суперобложки для тетрадей и учебников! Да здравствует школьная форма! Ребенку в семилетнем возрасте очень трудно сконцентрировать внимание на чем-­то одном. Он очень легко переключается на все необычное – новый бантик у соседки или изображение мультяшного героя на обложке дневника. Поэтому, по мнению психолога, надо развивать умение концентрироваться. В своей книге «Игры, которые лечат. Проблемы первоклассника» Александр предлагает разные упражнения – рисование заданных узоров в тетрадях в клеточку, подвижные игры наподобие «Морская фигура, на месте замри», даже обычные классики и многое другое. Детям нравится играть, они понимают, что если усвоят правила, то будут победителями. А урок – это тоже своего рода игра. Соблюдая ее правила, ребенок учится соблюдать школьные законы.
– Натренированный ребенок может удерживать внимание 15 минут. После этого на наших уроках делаем перерыв на зарядку или разбиваемся по группам, по парам. Дети получают передышку, после которой они снова готовы к занятиям. Иногда я показываю ученикам предметы, называю их на английском языке, потом пару из них убираю, и дети должны сказать, каких предметов не хватает. С одной стороны, это развлечение, с другой – концентрация внимания, с третьей – повторение лексики, – говорит учитель английского языка школы №4 Ярославля Елена Журавлева.

Стихи для Деда Мороза
– Дети жестоки. Они дразнят всех, кто выделяется и отличается от них. Если ребенок заикается, неправильно выговаривает звуки, то именно это будет для его одноклассников дополнительным поводом подразнить его. Когда учителя начут задавать вопросы ребенку, он может бояться отвечать, поскольку знает о своих языковых проблемах. Поэтому лучше до начала занятий в школе сводить ребенка к логопеду, – советует Александр. – Вторая трудность – малыш может знать ответ, но стесняться говорить на публике. Поэтому, когда родители просят свое чадо почитать стишки Деду Морозу или гостям, это учит его общаться с малознакомыми людьми. Иногда детям трудно выстраивать фразу логически. Их мысли скачут с одного на другое, что затрудняет ответ. В таких случаях помогают простые упражнения – пересказ текста, краткое изложение фильма, мультика. Ребенок должен больше говорить, а родителям надо спрашивать его, задавать вопросы. Эти занятия не требуют специального времени. Пошли в гости к бабушке – пусть расскажет ей, что видел по дороге. Вернулся из садика – пусть поделится впечатлениями, как прошел его день.
В былые годы дети много общались во дворе, овладевали навыками коммуникации, совершенствовали свою речь, получали физическую нагрузку, играли в разные игры, в школу ходили без опаски. И это гармонично подготавливало ребенка к новой среде в школе. Сейчас же родители боятся отпускать детей одних на улицу и в школу. Малышам не хватает физической нагрузки, компьютер заменил живое общение, подвижные дворовые игры. Можно ли это компенсировать в детском саду?
– Основная цель дошкольного воспитания – развить личностные качества ребенка. Цели подготовить ребенка к школе детский сад перед собой не ставит. Конечно, такие методики, как у Александра Галанова, можно использовать в центрах раннего развития или в виде факультатива, хотя детский сад может включить их и в основную программу дошкольного образования, – говорит начальник отдела дошкольного образования мэрии Ярославля Маргарита Плескевич.
Двор как подготовительное звено выпал из цепочки. Детские сады пытаются компенсировать пробел, но у них иные функции. Кстати, не все дети посещают детский сад из-за нехватки мест. Так что задача научить детей выжить в школе по сути ложится на родительские плечи. Папы и мамы, вспоминая свое детство и игры, которые у них были, думают, что у их детей все так же, поэтому дополнительных игр-­занятий ребенку не надо. А когда у детей появляются проблемы в школе, родители ищут причину в ней. Но, как верно заметили учителя танцев, если у вас не получился какой­-то шаг, ошибка была заложена в предыдущем.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать