17:31
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 апреля 2011

Капитан быстрого реагирования

В Ярославле 190 участковых уполномоченных милиции, и в связи с преобразованием милиции в полицию их роль в жизни города не только не уменьшится, а напротив, возрастет, так как именно участковые являются главным связующим звеном между правоохранительными органами и народом.


У многих законопослушных граждан слово «участковый» особой симпатии не вызывает. «Я десять лет живу в этом доме и ни разу своего участ­кового не видел. Непонятно, чем они занимаются», – так говорят некоторые ярославцы. И в самом деле шансы у обычного человека, не играющего в опасные игры с законом, встретиться с участковым невелики. А вот нарушители общественного порядка, неблагополучные семьи, бывшие осужденные видят его регулярно.

Один на 9 тысяч
Вообще­то, по существующим нормативам, на одного участкового должно приходиться 3,5 тысячи человек. Но недавно в рамках реформы Вооруженных сил произошло сокращение штата и, к примеру, в Ленинском районе Ярославля осталось вместо 27 «обходчиков территории» всего 15. Каждому офицеру досталось по два с половиной участка, а это 8 – 9 тысяч человек. Получается, участковый должен принимать по… 50 человек в час, чтобы раз в месяц беседовать с каждым жителем закрепленных за ним домов. Вот почему законопослушные граждане раздраженно ворчат, что редко видят своих участковых.
Меж тем один из них, а именно участковый Ленинского РОВД капитан Сергей Голяков, в 2010м рассмотрел аж 460 заявлений граждан! Это очень много. Обычно таких потрясающих успехов добиваются фанаты своего дела, которые с детства грезили лаврами Анискина или Жеглова. Сергей же пошел служить под давлением обстоятельств. Из армии он вернулся в 1996 году. В то время, как известно, шло повсеместное сокращение, работать было негде. Сергей устроился в конвойный батальон. Он сопровождал подозреваемых и преступников в суд, изолятор, колонии. Окончил школу милиции и за 7 лет службы Голяков дослужился до лейтенанта, командира взвода. В 2004 году перешел в Ленинский райотдел милиции и стал участковым.

Кто здесь живет?
В полиции, как известно, работают не только участковые, но и следователи, дознаватели, оперативные работники. Следователи ведут дела, дознаватели собирают доказательства вины подозреваемого в преступлении. Опера ищут информацию по самым разным видам преступлений. А участковые, по сути, занимаются всем сразу. Им приходится брать дела, где муж­пьяница избил жену. Или искать грабителя, забравшего телефон у подростка. И, конечно, заниматься главной работой – сбором информации о людях своего участка.
Например, если в том же Ленинском районе поймают человека с наркотиками и по горячим следам попытаются разузнать, где он взял дозу, то в первую очередь обратятся за информацией к участковому, работающему здесь. Ведь именно он обязан знать всех жителей своего района, так или иначе нарушающих закон, он, как директор школы, должен знать, чем дышит каждый «ученик».
– В этом есть свои плюсы и минусы. Действительно, ты знаешь каждого неблагонадежного человека со своего участка, когото ведешь еще с подросткового возраста. Ты становишься почти членом этой семьи, знаешь все ее беды и радости, понимаешь, кто на что способен. Это плюсы. А минусы состоят в том, что к тебе привыкают… Если когото один только визит сотрудника правоохранительных органов способен наставить на путь истинный, то при встрече со старыми знакомыми это уже не работает. С другой стороны, на таких «клиентов» действует факт постоянного контроля со стороны человека, который знает о них больше, чем мать родная, – говорит капитан Голяков.
Это называется профилактикой преступлений. Но заниматься такой работой участковым с каждым годом становится все сложнее. Ведь в последнее время эти сотрудники правоохранительных органов помогают следователям и оперуполномоченным раскрывать самые разные преступления. Допустим, участвуют в поквартирном опросе.
– Я стараюсь совмещать. Если иду, к примеру, в рейд по притонам, то заодно проверю в этих домах всех владельцев оружия, имеющих лицензию, загляну к стоящим на учете, обойду квартиры, в которых живут освободившиеся из мест заключения, поговорю со старостой дома, – раскрывает секреты полицейского таймменеджмента Сергей Голяков.

Если ты не пересекал границу
У участкового для таких рейдов есть два комплекта формы. Один – на опорном пункте, а другой – в райотделе. А на работу и с работы Сергей идет в гражданском.
– Мы ведь и ночью порой заканчиваем работать. А к сотрудникам правоохранительных органов отношение не всегда хорошее, так что не стоит провоцировать людей, – говорит горькую правду участковый.
Сергей, кстати, сам живет не в своем «рабочем» районе, а в Дзержинском. Хотя считается, что лучше, когда участковый квартируется рядом со своими подопечными. Но совместить жилищный и кадровый вопросы пока не получается. Поэтому соблюдения правила «живи там, где работаешь» от участковых не требуют. Важнее, чтобы специалист был хороший. Голяков – один из лучших в городе.
Главное достижение Сергея в том, что он нашел способ раскрытия одного из видов преступлений, а именно: придумал, как вычислять мигрантов, живущих по фальшивым документам. Все началось с того, что в конце 2008 года Сергей задержал одного такого иностранца. Этот человек, воспользовавшись фальшивыми документами, оформил себе вполне легальное разрешение на проживание в Ярославле. Поскольку было ясно, что пойманный участковым умелец далеко не единственный, следовало придумать схему, по которой таких мигрантов было бы легко найти. Служивший в армии в пограничных войсках Голяков предложил коллегам обратиться к специалистам за справками, в которых бы указывалось, пересекали ли иностранцы, живущие в Ярославле, границу. Если нет – разрешение на проживание можно считать липовым.

Мы ждем перемен
Изменений, вызванных принятием закона «О полиции», Сергей Голяков ждет с нетерпением. Ему все равно, как будут звучать его должность и звание. Участкового радует в первую очередь тот факт, что внимания профилактике преступлений теперь будут уделять больше. А еще он надеется, что участковые получат больше полномочий при воздействии на человека, нарушившего общественный порядок.
– После закрытия вытрезвителей участковые вынуждены сопровождать разбушевавшихся пьяниц в больницу и сидеть там, пока принявший на грудь не уснет. Раньше можно было такого возмутителя спокойствия и на 15 суток посадить, а еще отправить пьяницу в лечебно­трудовой профилакторий. А сейчас максимум, что ему грозит, – штраф в 100 рублей. Пока квитанция придет, он уже об этом забудет, – сетует Голяков. И продолжает: – А можно через вашу газету обратиться к депутатам? Пусть они примут региональный закон о семейных дебоширах! У нас мужчина может крушить все в своей квартире, оскорблять в пьяном виде членов семьи, мешать им спать, издеваться над детьми, женой, родителями, и мы ничего не можем сделать. Если он, конечно, им тяжкие побои не нанесет. В некоторых регионах страны уже введены нормативноправовые акты, в результате чего участковые получили право подавать заявление в суд и требовать вынести дебоширу наказание в виде административного ареста. Это очень помогает!

КСТАТИ
В 2010 году в Ярославле участковыми было раскрыто 747 преступлений, составлено 4724 административных протокола, дано 929 отчетов населению, рассмотрено 40715 материалов (в том числе заявлений и жалоб).

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать