16:58 Воскресенье, 23 Февраля 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Каждому по даче и самолет в придачу

10 Января 2020
Сетевой маркетинг: бизнес или лохотрон?

До 65 тысяч в месяц

Размещая в поисках работы свое резюме на одном из специализированных сайтов, я, честно говоря, не ожидала столь оперативной реакции: не прошло и часа, а меня уже приглашали на собеседование. «Требуются сотрудники в отдел (административно-кадровое направление, работа с клиентами, с первичной документацией и т.д.), до 48700 руб./мес., также формируется управленческий состав представительства до 65000 руб./мес. на постоянной основе. График работы 5/2 с 9.00 до 18.00 или гибкий (возможно совмещение, подработка)» – так было написано в свалившемся в мой электронный ящик письме от некоего ООО.

Позвонив по указанному телефону, я еще больше удивилась: представившийся директором компании господин (назовем его, например, Бобчинский) начал буквально уговаривать меня стать незаменимым членом успешного коллектива. И даже предложил самой выбрать направление деятельности. «Продажи? Что вы, нет, какие продажи! Забудьте это слово! Я предлагаю вам место помощника руководителя отдела. Какого именно отдела? Да любого! Мы занимаемся оптово-розничной поставкой товаров повседневного спроса, продуктами, текстилем, бытовой техникой. А есть еще и туризм, и много всего другого», – сладко пел мой потенциальный начальник на другом конце телефонной линии.

«Вероятно, вы весь штат с нуля набираете?» – робко предположила я и, как оказалось, попала в точку. Даже в жар бросило от невероятного везения! От меня же при этом требовалось немного: прийти на собеседование, заполнить документы и пройти необременительное обучение – 4 лекции, которые позволят мне быстро и органично вписаться в трудовую жизнь компании.

Имя нам – легион

На следующий день в назначенное время я примчалась по предложенному адресу. Правда, примчалась не одна – в подъезд с табличкой «Офис №» текла нескончаемая людская река. Строгий администратор спрашивал у каждого фамилию пригласившего и выдавал для заполнения соответствующую анкету. В результате в небольшом зале скопилось не менее двух десятков соискателей. Но ведь и вакантных должностей в компании пруд пруди. Так подумала я, слегка все же заволновавшись.

Затревожились и мои коллеги-конкуренты. Однако от вопросов о деятельности компании и сути предстоящей работы администратор вежливо уклонялся, доверительно сообщая вопрошающим, что всю информацию они непременно получат на собеседовании.

Но вот и само собеседование. В небольшой комнате одновременно за четырьмя столами утомленные дамы, заменяющие, по их словам, срочно отбывших по делам руководителей, принимали соискателей.

Доставшуюся мне «мадам» не волновали ни мое образование, ни профессиональный опыт. Она еще раз расписала мне увлекательные перспективы, правда, так и не рассказала ничего ни о компании, ни о ее продуктах. Да и мой «гарантированный» доход в ее изложении «упал» до 42 тысяч рублей, но при средних расценках на помощника руководителя по Ярославлю в пределах 10 – 15 тысяч привередничать, согласитесь, было бы глупо.

А в ночи мне позвонил неуловимый господин Бобчинский и сообщил, что моя кандидатура одобрена для обучения.

Дом, яхта, BMW...

Итак, первая лекция. Помимо меня в довольно многочисленной группе пенсионерки, пара мужчин в возрасте, похожих на сантехников, и несколько молодых мам. Правда, от лекции к лекции нас оставалось все меньше.

На самом деле было довольно интересно. Я узнала про портрет идеальной работы, квадрат денежного потока, про две системы продвижения товаров и услуг... Уже в самом конце «обучения» рассказали, что компания, в которой нам предлагается работать, – китайский оптовик, она занимается продажей различной техники, косметики, химии, а главное, БАДов.

Но основное место занимали все же рассказы не о методах работы и продуктах компании, а об ее успешных сотрудниках: как они отдыхают и что им дарят за их работу. А дарят немало – дома и квартиры, яхты, автомобили и даже… личные самолеты. Правда, не всем, а только высшим лидерам. Зато ежегодно. Мечтать и стремиться к этому предписано каждому. Поэтому практически на каждую лекцию приходил кто-то из относительно высокопоставленных сотрудников и рассказывал о том, как он поначалу жил бедно, потом попал в эту компанию, сомневался, но поверил – и вот теперь богат!

На заключительной лекции нам вообще страшно повезло: подогнали суперуспешную даму с сумасшедшими по местным меркам регалиями. Дама доверительно поведала, что у нее есть две мечты: купить на заработанные деньги машину BMW и усыновить ребенка из онкодиспансера. И не успели мои «однокашники» переварить информацию и одобрительно поцокать языками, как в зал вошел мужчина и передал даме письмо из Китая. Да-да, прямо из Китая! Дама раскрыла конверт и озарилась широчайшей улыбкой: «Ура, моя мечта сбылась, компания мне выписала премию в виде автомобиля BMW. Видите, с нами мечты сбываются!»

Честно говоря, я единственная в тот момент еле сдержалась, чтобы не рассмеяться, большинство же присутствующих сидели с горящими глазами…

Учеба или промывание мозгов?

Как говорят специалисты, подобные лекции нужны не для обучения, а для отбора перспективных кадров. Здравомыслящий человек, попав туда по объявлению, уйдет сразу, а вот те, кто плохо разбирается в экономике и бизнесе, как, например, большинство пенсионеров или вчерашних работяг, сокращенных с производства, быстро поддаются психологической обработке. Как и в секте, человек обрабатывается лекторами каждый день, чтобы не соскочил сам или родственники не успели отговорить. В итоге у него появляется лишь одна цель – много заработать. И только потом, когда он уже втянулся «в бизнес», почувствовал в кармане звон золотых, он узнает, что для вступления в ряды миллионеров необходимо прикупить продукцию компании как минимум на 300 баксов, регулярно оплачивать аренду офиса, размещение рекламы, «мотивирующие» поездки по стране и за рубеж. Но это уже издержки становления бизнеса – ведь впереди маячат не требующие больших усилий миллионы, халявные дома, новенькие BMW и личные самолеты… А значит, можно, как советуют заботливые кураторы, найти и эти 300 баксов, и остальные деньги: что-то продать, взять кредит и так далее.

Соискатель равно покупатель

Итак, суть маркетингового плана подобных компаний в том, что соискатель, пришедший по объявлению о трудо-
устройстве, рассматривается не как сотрудник или партнер, а как покупатель. Другими словами, компания, специализирующаяся на китайских травках, сама является самым большим потребителем и покупателем своей же собственной продукции. Основной канал сбыта БАДов и приборов – это как раз та самая обязательная закупка на 300 долларов, которую должны совершить все новые «партнеры» и «сотрудники». И чтобы отбить свои же 300 долларов, вам тоже придется давать ложные объявления в газету и вымогать у студентов и пенсионеров деньги на совершение стартовой закупки.

Если вы на это готовы, то, возможно, и сумеете сделать какую-никакую карьеру в компании, даже добьетесь временного (поскольку коллеги тоже не сидят сложа руки) дохода. Вопрос в том – какой ценой.

Как финансовая пирамида

Оговорюсь сразу, я не против сетевого маркетинга в его цивилизованном варианте. Сама идея зародилась в США и была довольно проста. Поскольку люди охотнее всего покупают вещи, которые порекомендовали им на основе собственного опыта знакомые, потребителям стали предлагать комиссионные в случае, если товар купят еще и их друзья. И так далее. Авторство этой схемы приписывают американцу Карлу Ренборгу, основавшему в тридцатых годах прошлого века первую сетевую компанию.

Однако в России, которая впервые встретилась с сетевым маркетингом в 1989 году, все пошло не по плану. Хорошая, казалось бы, идея упала на абсолютно неподготовленную почву, даже первые переводные книги по сетевому маркетингу появились лишь годы спустя. И вот в погоне за быстрыми и большими заработками «в сеть» ринулись тысячи людей, не понявших ни философии, ни стратегии этого бизнеса. Отсюда и негативный имидж.

Так ли плох сетевой маркетинг с точки зрения трудоустройства? Вовсе нет. Профессионалы в области трудоустройства советуют: работа в сети может оказаться полезной в качестве стартовой площадки для будущей карьеры в «традиционной» торговой компании. Ведь спрос на менеджеров по продажам сейчас велик. Однако в приличную фирму «с улицы» вас возьмут вряд ли – нужен опыт работы. В сетевую же компанию можно прийти именно «с улицы» – попробовать свои силы в качестве торгового агента, понять, хотите ли вы этим заниматься, приобрести необходимый опыт.

Опасность в другом. В том, что в нашей стране сетевой маркетинг в большинстве случаев строится как финансовая пирамида, о чем доверчивым гражданам, естественно, не сообщают. Так что с «сетевиками», которые заманивают в свою команду обещаниями быстрых и легких денег, надо быть очень осторожным.
Автор: Алла Финогенова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами г. Ярославль.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: