11:27
понедельник,
9 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 августа 2010

Кодекс «семи нянек»

Ярославская область на фоне сообщений о лесных пожарах, уничтожающих поселки в Нижегородской, Воронежской и других областях, кажется вполне благополучным регионом. Тем не менее огонь угрожает и нашим лесам.

Катастрофа российского лета 2010 началась еще… в декабре 2006 года. Именно тогда был принят Лесной кодекс, упразднивший государственную лесную охрану. Сократили лесников, помощников лесничих. Из 2200 человек в Ярославской области осталось работать 333 стража леса. Все они отличные специалисты, но их слишком мало, чтобы полностью обеспечить безопасность.
Цель реформы была благая – сокращение расходов государства и создание лесного бизнеса. Но получилось, как в известной поговорке про скупого, который платит дважды.
– На те средства, которые уходят сейчас на тушение пожаров и требуются на ликвидацию их последствий, можно было в течение многих лет содержать государственную лесную охрану, – уверен директор департамента лесного хозяйства Ярославской области Владимир Кузин.

Еще до недавнего времени действовала система лесной охраны. Она предполагала, что лесник живет на вверенной ему территории, каждый день «обходит дозором владенья свои» и, если где­то браконьер без разрешения рубит ель или же возникло возгорание, немедленно принимает меры – пресекает воровство или вызывает из лесничества подкрепление для тушения пожара. Благодаря этой системе крупных лесных пожаров с многомиллионным ущербом удавалось избежать.
Сейчас в Ярославской области 15 лесничеств, у каждого в ведении разная площадь лесных угодий и соответственно в каждом из них работает разное количество людей. Причем деление на лесничества вовсе не соответствует делению на муниципальные образования. Так, например, за леса Ярославского сельского и Некрасовского районов отвечает… одно и то же лесничество. Можно ли при такой системе быть уверенным в полной сохранности древесины?

– Взамен упраздненной государственной лесной охраны было создано ГАУ «Лесная охрана», где трудятся 88 человек, – говорит Владимир Кузин. – Это учреждение обеспечивает пожарную безопасность в 13 районах области. В других районах работы по охране леса распределяются между различными фирмами посредством конкурса. В прохладные, дождливые годы, например, в 2008м и 2009м, этого было достаточно. А вот 2010 год оказался аномально жарким. И организация лесного хозяйства к нему оказалась не готова.
Сокращенные лесники начали создавать различные ООО, ЗАО и ИП по заготовке древесины. И начали свою предпринимательскую деятельность. А поскольку цель любого бизнеса – получение прибыли, а вовсе не сохранность лесов, все противопожарные меры и забота о создании новых лесов отошли на второй план. Хотя по Лесному кодексу и по договору аренды именно арендаторы несут ответственность за сохранность лесов.
– Лишь 10 процентов арендаторов действительно ведут работу, любят лес, заботятся о нем. К остальным же есть много вопросов, – констатировал Владимир Кузин. – Например, есть такие ИП, которые в 2010 году противопожарными мерами вообще не занимались.
К этому стоит добавить, что лишь 68 процентов лесных угодий заинтересовали арендаторов, а оставшаяся треть лесов так и не сдана в аренду…

И что же в итоге получается? Леса раздроблены между различными арендаторами, фирмами, ГАУ и прочими организациями. Теперь им приходится героически преодолевать трудности всем миром: с привлечением МЧС, военных, ГИБДД, волонтеров, местных жителей.
Более того, ярославцам приходится бороться с пожарами, возникшими в соседних регионах. Например, на границе с Ивановской областью есть торфяное болото, которое ивановцы должны были опахать, чтобы локализовать огонь. Но почемуто не сделали этого. Теперь приходится тратить деньги из бюджета Ярославской области – иначе огонь может перекинуться к нам. Не дай бог получится, как в Нижегородской области, в которую огонь пришел из соседней Рязанской.
В общем, жаркое лето 2010 года показало всю несостоятельность нынешней системы лесного хозяйства.
– Вопрос о восстановлении государственной лесной охраны мы выносили на рассмотрение областной Думы, направляли предложения в Минсельхоз РФ . Но пока что ответа нет… – сетует Владимир Кузин.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать