01:37
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 марта 2014

Когда уходит детство

Многие современные молодые люди не спешат взрослеть. Даже после окончания высшего учебного заведения они «продлевают детство», предпочитая вместо работы по специальности посидеть на шее у родителей. В чем причина инфантильности?

Они хотят в чиновники, а нужны продавцы
   Тренд сегодняшнего дня очевиден – государство предлагает подросткам  к окончанию девятого класса определиться с профессиональными предпочтениями. Несколько лет назад чиновники от образования считали, что учиться в десятом может практически каждый, и нет ничего страшного в том, что «недозревшее» дитятко посидит два «лишних» года в школе. Теперь ситуация изменилась – Минобрнауки пошло не только на ужесточение правил сдачи ГИА, но и настоятельно рекомендовало школам провести для выпускников девятых классов  дополнительные экзамены по выбору.
   Пока  их форму может выбирать само учебное заведение, но в обозримом будущем, скорее всего, это дополнительное испытание станет пропуском в десятый класс. В ряде областей такое правило уже действует. К нововведению неоднозначно отнеслись не только родители, но и педагоги. Что касается школяров, то пока они помалкивают, большинство право выбора собственного профессионального будущего по привычке оставляет за родителями.
   Если верить исследованиям отечественных социологов,  наша молодежь трудиться не рвется. В чиновники пойти или политики –  пожалуйста, но вкалывать – увольте.
   В начале 90-х годов ученые Института социологии РАН провели  опрос ребят от 15 до 19 лет. Результаты озадачили взрослых – тогда каждый пятый респондент откровенно заявил, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать. Сегодня картина мало изменилась, правда, подростки понимают: трудиться им придется, но при этом главное для них – получить как можно больше денег независимо от трудозатрат. Семь из десяти опрошенных заявили, что одобряют действия тех, кто «делает» деньги любыми способами. В столице их доля еще выше – почти 80 процентов. Подавляющее большинство выпускников школ идут получать высшее образование, считая вузовский диплом пропуском в хорошую жизнь.
   Между тем достаточно посмотреть на список вакансий, который регулярно обнародует центр занятости Ярославля, чтобы понять: нашим работодателям нужны по большей части отнюдь не высокооплачиваемые топ-менеджеры, а подсобные рабочие, строители,  продавцы, трактористы,  водители погрузчика, укладчики-упаковщики, медсестры…  Чтобы выучиться на продавца или арматурщика, университетов оканчивать не надо. Как же быть в случаях, когда желания детей и родителей не совпадают с возможностями, а что еще важнее – с потребностями рынка труда?

Постараться убедить
   – Надо работать и с детьми, и с родителями! – убеждена Елена  Николаева, заместитель директора ярославской гимназии №2. –  В штате нашего учебного заведения есть психолог, который регулярно встречается с учениками. Ребята проходят анкетирование и беседуют со специалистом. Они понимают, в какой сфере могут быть успешными людьми, а куда идти им не стоит. Выбор профессии – очень ответственный шаг, помощь взрослых здесь неоценима, поэтому профориентационная работа должна вестись, как мы говорим,  «в режиме информационного убеждения». Это нелегко, но по-другому нельзя.
   В гимназии пять девятых классов, десятых, скорее всего, нынче будет четыре.  Как обычно, формируют профильные классы. Попасть в них непросто, поступить в это учебное заведение хотят и  ребята из других школ, поэтому есть конкурсный отбор.
   –  На что обращаем внимание при зачислении? В первую очередь на успеваемость, –  говорит Елена Вадимовна. – В аттестате должны быть только хорошие и отличные оценки. Если ученик хочет изучать углубленно, например, химию и биологию, то надо не только иметь высокие баллы по этим предметам, но и предъявить соответствующее портфолио, которое бы доказывало, что ребенок успешен в изучении обеих дисциплин. Успешность предполагает, как правило, участие в олимпиадах.
   На вопрос, что будет с детьми, которые не вписываются в рамки установленных показателей, педагог ответила просто: «Я не вижу в этом трагедии. Рядом есть другие школы, техникумы, художественное, музыкальное училища. Иногда бывает полезно начать жизнь с чистого листа».
   Кстати, ей не раз приходилось говорить с теми, кто уходил после 9-го класса из гимназии. Судя по рассказам бывших учеников, жизнь у них сложилась неплохо.
   – Кто-то подтянулся, стал серьезнее относиться к учебе и в итоге сумел успешно окончить школу и поступить в вуз, – говорит она, – кто-то пошел в техникум, получил профессию, а потом совмещал работу с учебой в университете… В одном я убеждена: к окончанию девятого класса ученику желательно знать, какую профессию он выберет. Конечно, это непросто. Воспитанники гимназии благодаря элективным курсам получают предпрофильную подготовку. В результате практически каждому становится понятно, в какую сторону идти дальше –  сделать упор на изучение гуманитарных дисциплин  или математики, или выбрать естественные науки… Но мы все-таки даем десятикласснику шанс поменять профиль в течение первой четверти, если он почувствовал, что ошибся в выборе.
   Что делать тем, кто не может сделать выбор? Как быть ребятам, у которых троек больше, чем пятерок и четверок, а амбиции при этом достаточно высокие? Ответ на последний вопрос очевиден: надо доказать, что ты можешь достичь цели. Правда, в этом ребенку могут помочь только родители и… репетиторы. Первые обеспечат финансовую поддержку, вторые – интеллектуальную. Сработает это только в том случае, если есть и цель, и желание ее реализовать, в противном случае деньги будут выброшены на ветер. Именно с целеполаганием у многих  подростков и возникают проблемы. Не отсюда ли их стремление дольше задержаться в детстве?

Лучше пусть остаются в школе, чем идут на улицу
   Лидия Семенова, заслуженный учитель Российской Федерации, директор школы №2, не видит ничего плохого в том, что некоторые ярославские школы по-прежнему выполняют социальную функцию и позволяют тем ученикам, которые еще не определились с выбором профиля или профессии, еще два года провести в альма-матер, учась в универсальном классе.
   – Как это у вас все просто: пусть идут по окончании девятого класса в техникум или ПТУ! Да знаете ли вы, сколько ребят сломались просто от смены обстановки? Ведь одно дело учиться в школе, а другое – в профтех-
училище! – говорит Лидия Павловна. – Мы стараемся  помогать всем своим ученикам, ведем профориентационную работу, психолог регулярно их консультирует, и тем не менее среди наших девятиклассников немало тех, кто пока не определился, чем  дальше заниматься. Да, можно констатировать, что нет у них в жизни цели, но это не повод выставить их за дверь.
   По мнению Лидии Семеновой, нашим подросткам «не хватает практического ума», а набраться его можно только от родителей.
   – Увы, но многие родители сегодня заняты зарабатыванием денег, на детей у них времени зачастую не остается, – говорит она. – Сунут ребенку сто рублей и считают свою миссию выполненной. Я в школе давно работаю, могу откровенно сказать: в последние годы  изменился сам дух семьи. И это вовсе не потому, что раньше и «вода была мокрее, и снег белее», нет, не в этом дело… У нас нравственные  ориентиры в обществе поменялись. Я часто откровенно беседую с ребятами, и многие мне заявляют: «Главное в этой жизни –  суметь добыть деньги». Заметьте: не заработать, а добыть. Я их переубеждаю, но ведь мое слово – это мое слово, а есть еще мнение мамы или папы…
   Как побудить детей к взрослению? По мнению специалистов – педагогов, психологов, сделать это несложно: надо с раннего детства приучать ребенка к самостоятельности. Когда он еще маленький, не спешите помочь ему одеться или завязать шнурки,  лучше сами попросите его помочь с уборкой квартиры или наведением порядка в шкафах.
   Планируйте будущее. Обсуждайте с детьми свои планы и просите их делиться собственными задумками. Ничто так не стимулирует к деятельности, как ясная цель. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь попробовали разные виды деятельности, пусть они рисуют, лепят, танцуют, выращивают овощи, ухаживают за домашними питомцами, учатся готовить и рассчитывать семейный бюджет. Не препятствуйте их желанию подработать в каникулы, наоборот, сделайте все, чтобы подростки как можно раньше получили подобный опыт. Это даст им главное – уверенность в себе и своих силах, а вам – надежную опору в старости.
Людмила ДИСКОВА
Фото  автора

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать