Когда уходит детство
Многие современные молодые люди не спешат взрослеть. Даже после окончания высшего учебного заведения они «продлевают детство», предпочитая вместо работы по специальности посидеть на шее у родителей. В чем причина инфантильности?Они хотят в чиновники, а нужны продавцы
Тренд сегодняшнего дня очевиден – государство предлагает подросткам к окончанию девятого класса определиться с профессиональными предпочтениями. Несколько лет назад чиновники от образования считали, что учиться в десятом может практически каждый, и нет ничего страшного в том, что «недозревшее» дитятко посидит два «лишних» года в школе. Теперь ситуация изменилась – Минобрнауки пошло не только на ужесточение правил сдачи ГИА, но и настоятельно рекомендовало школам провести для выпускников девятых классов дополнительные экзамены по выбору.
Пока их форму может выбирать само учебное заведение, но в обозримом будущем, скорее всего, это дополнительное испытание станет пропуском в десятый класс. В ряде областей такое правило уже действует. К нововведению неоднозначно отнеслись не только родители, но и педагоги. Что касается школяров, то пока они помалкивают, большинство право выбора собственного профессионального будущего по привычке оставляет за родителями.
Если верить исследованиям отечественных социологов, наша молодежь трудиться не рвется. В чиновники пойти или политики – пожалуйста, но вкалывать – увольте.
В начале 90-х годов ученые Института социологии РАН провели опрос ребят от 15 до 19 лет. Результаты озадачили взрослых – тогда каждый пятый респондент откровенно заявил, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать. Сегодня картина мало изменилась, правда, подростки понимают: трудиться им придется, но при этом главное для них – получить как можно больше денег независимо от трудозатрат. Семь из десяти опрошенных заявили, что одобряют действия тех, кто «делает» деньги любыми способами. В столице их доля еще выше – почти 80 процентов. Подавляющее большинство выпускников школ идут получать высшее образование, считая вузовский диплом пропуском в хорошую жизнь.
Между тем достаточно посмотреть на список вакансий, который регулярно обнародует центр занятости Ярославля, чтобы понять: нашим работодателям нужны по большей части отнюдь не высокооплачиваемые топ-менеджеры, а подсобные рабочие, строители, продавцы, трактористы, водители погрузчика, укладчики-упаковщики, медсестры… Чтобы выучиться на продавца или арматурщика, университетов оканчивать не надо. Как же быть в случаях, когда желания детей и родителей не совпадают с возможностями, а что еще важнее – с потребностями рынка труда?
Постараться убедить
– Надо работать и с детьми, и с родителями! – убеждена Елена Николаева, заместитель директора ярославской гимназии №2. – В штате нашего учебного заведения есть психолог, который регулярно встречается с учениками. Ребята проходят анкетирование и беседуют со специалистом. Они понимают, в какой сфере могут быть успешными людьми, а куда идти им не стоит. Выбор профессии – очень ответственный шаг, помощь взрослых здесь неоценима, поэтому профориентационная работа должна вестись, как мы говорим, «в режиме информационного убеждения». Это нелегко, но по-другому нельзя.
В гимназии пять девятых классов, десятых, скорее всего, нынче будет четыре. Как обычно, формируют профильные классы. Попасть в них непросто, поступить в это учебное заведение хотят и ребята из других школ, поэтому есть конкурсный отбор.
– На что обращаем внимание при зачислении? В первую очередь на успеваемость, – говорит Елена Вадимовна. – В аттестате должны быть только хорошие и отличные оценки. Если ученик хочет изучать углубленно, например, химию и биологию, то надо не только иметь высокие баллы по этим предметам, но и предъявить соответствующее портфолио, которое бы доказывало, что ребенок успешен в изучении обеих дисциплин. Успешность предполагает, как правило, участие в олимпиадах.
На вопрос, что будет с детьми, которые не вписываются в рамки установленных показателей, педагог ответила просто: «Я не вижу в этом трагедии. Рядом есть другие школы, техникумы, художественное, музыкальное училища. Иногда бывает полезно начать жизнь с чистого листа».
Кстати, ей не раз приходилось говорить с теми, кто уходил после 9-го класса из гимназии. Судя по рассказам бывших учеников, жизнь у них сложилась неплохо.
– Кто-то подтянулся, стал серьезнее относиться к учебе и в итоге сумел успешно окончить школу и поступить в вуз, – говорит она, – кто-то пошел в техникум, получил профессию, а потом совмещал работу с учебой в университете… В одном я убеждена: к окончанию девятого класса ученику желательно знать, какую профессию он выберет. Конечно, это непросто. Воспитанники гимназии благодаря элективным курсам получают предпрофильную подготовку. В результате практически каждому становится понятно, в какую сторону идти дальше – сделать упор на изучение гуманитарных дисциплин или математики, или выбрать естественные науки… Но мы все-таки даем десятикласснику шанс поменять профиль в течение первой четверти, если он почувствовал, что ошибся в выборе.
Что делать тем, кто не может сделать выбор? Как быть ребятам, у которых троек больше, чем пятерок и четверок, а амбиции при этом достаточно высокие? Ответ на последний вопрос очевиден: надо доказать, что ты можешь достичь цели. Правда, в этом ребенку могут помочь только родители и… репетиторы. Первые обеспечат финансовую поддержку, вторые – интеллектуальную. Сработает это только в том случае, если есть и цель, и желание ее реализовать, в противном случае деньги будут выброшены на ветер. Именно с целеполаганием у многих подростков и возникают проблемы. Не отсюда ли их стремление дольше задержаться в детстве?
Лучше пусть остаются в школе, чем идут на улицу
Лидия Семенова, заслуженный учитель Российской Федерации, директор школы №2, не видит ничего плохого в том, что некоторые ярославские школы по-прежнему выполняют социальную функцию и позволяют тем ученикам, которые еще не определились с выбором профиля или профессии, еще два года провести в альма-матер, учась в универсальном классе.
– Как это у вас все просто: пусть идут по окончании девятого класса в техникум или ПТУ! Да знаете ли вы, сколько ребят сломались просто от смены обстановки? Ведь одно дело учиться в школе, а другое – в профтех-
училище! – говорит Лидия Павловна. – Мы стараемся помогать всем своим ученикам, ведем профориентационную работу, психолог регулярно их консультирует, и тем не менее среди наших девятиклассников немало тех, кто пока не определился, чем дальше заниматься. Да, можно констатировать, что нет у них в жизни цели, но это не повод выставить их за дверь.
По мнению Лидии Семеновой, нашим подросткам «не хватает практического ума», а набраться его можно только от родителей.
– Увы, но многие родители сегодня заняты зарабатыванием денег, на детей у них времени зачастую не остается, – говорит она. – Сунут ребенку сто рублей и считают свою миссию выполненной. Я в школе давно работаю, могу откровенно сказать: в последние годы изменился сам дух семьи. И это вовсе не потому, что раньше и «вода была мокрее, и снег белее», нет, не в этом дело… У нас нравственные ориентиры в обществе поменялись. Я часто откровенно беседую с ребятами, и многие мне заявляют: «Главное в этой жизни – суметь добыть деньги». Заметьте: не заработать, а добыть. Я их переубеждаю, но ведь мое слово – это мое слово, а есть еще мнение мамы или папы…
Как побудить детей к взрослению? По мнению специалистов – педагогов, психологов, сделать это несложно: надо с раннего детства приучать ребенка к самостоятельности. Когда он еще маленький, не спешите помочь ему одеться или завязать шнурки, лучше сами попросите его помочь с уборкой квартиры или наведением порядка в шкафах.
Планируйте будущее. Обсуждайте с детьми свои планы и просите их делиться собственными задумками. Ничто так не стимулирует к деятельности, как ясная цель. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь попробовали разные виды деятельности, пусть они рисуют, лепят, танцуют, выращивают овощи, ухаживают за домашними питомцами, учатся готовить и рассчитывать семейный бюджет. Не препятствуйте их желанию подработать в каникулы, наоборот, сделайте все, чтобы подростки как можно раньше получили подобный опыт. Это даст им главное – уверенность в себе и своих силах, а вам – надежную опору в старости.
Людмила ДИСКОВА
Фото автора
Комментарии