Максим КАЦ: Маршрутки не выдержат конкуренции
О том, как должна быть выстроена система общественного транспорта в удобном для жизни городе и нужны ли маршрутные такси в принципе, корреспондент «Городских новостей» выяснил у молодого политика, урбаниста и автора «Блога о городах» Максима КАЦА.
– Максим, маршрутки – это хорошо или плохо?
– Сам факт наличия маршруток в городе свидетельствует о плохой системе общественного транспорта, потому как в эффективной системе они попросту не конкурентоспособны. Они появляются там, где сфера перевозок пущена на самотек. Маршрутки малоэффективны в плане затрат по площади, которую они занимают на дороге, они ходят не по расписанию и периодически нарушают правила дорожного движения. Это нецивилизованный вид общественного транспорта. Маршрутки – это плохо.
– Власти Ярославля планируют существенно уменьшить число маршрутных такси. Выходит, это правильное решение?
– У вас ничего не получится, если вы просто возьмете и уберете маршрутки. В современных условиях, когда роль частных перевозок в городах так высока, от этого станет только хуже. Поэтому параллельно с выводом «пазиков» и «фордов» с рынка необходимо открывать новые маршруты общественного транспорта и развивать существующие, а также обновлять технику в муниципальных предприятиях.
– У нас не идет речь о мгновенном упразднении маршрутных такси. Мэрия просто предлагает не заключать новые контракты с частниками. Сроки существующих договоров истекают через несколько лет.
– Хочу сказать, что это очень правильное решение. Но, повторюсь, за эти несколько лет необходимо создать такую систему общественного транспорта, при которой необходимость в маршрутках отпадет сама собой. Пассажиры всегда предпочтут новый автобус, троллейбус или трамвай, пришедший по расписанию, маршрутке, за которую к тому же необходимо переплачивать. Кстати, у вас есть трамваи?
– Есть, но в последние годы трамвай в Ярославле нещадно убивали…
– А вот это зря. Убивать трамвай – это самое большое зло. Так поступали в США 70 лет назад, в Европе – 50 – 60 лет назад, и все об этом впоследствии очень пожалели. Поэтому сейчас там все отстраивают заново.
– Все это на первый взгляд звучит убедительно. Но к Ярославлю в последнее время приклеился ярлык «город без дорог». В частности, печально прославилась улица Чкалова. У нас принято считать, что асфальт на ней разрушается из-за вибрации колес трамвая.
– Покрытие деформируется не из-за трамвая, а из-за рельсов, которые 20 лет там никто не менял. В СССР хорошо обслуживали трамвайные линии, и этот вид транспорта только развивался и никому не мешал. Отсутствие систематического обслуживания путей приводит к тому, что в некоторых городах средняя скорость трамвая составляет 13 километров в час – это же безобразие! Поэтому рельсы нужно ремонтировать, и тогда не будет никакой вибрации. Ну и в идеале, конечно, надо заново отстраивать трамвайные маршруты.
– Боюсь, денег в муниципальном бюджете на это не предусмотрено…
– Если не позволяют финансы, то вдобавок ко всему, о чем я сказал выше, нужно организовывать выделенные полосы для автобусов и троллейбусов. Если все это будет грамотно выполняться, то на улицах Ярославля не останется маршруток. И никакое искусственное вмешательство для этого не потребуется. Частники просто не выдержат конкуренции.
КОМПЕТЕННО
Дмитрий ДОНСКОВ,заместитель мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города:
– Есть еще несколько причин, по которым доминирование маршруток в Ярославле представляется неприемлемым.
Одна из них социальная: при существующем положении дел человек, имеющий право на льготный проезд, является пассажиром «второго сорта», так как может воспользоваться своей льготой только в одном из четырех транспортных средств, подъехавших к остановке. В таком же положении находится и человек, приобретающий городской проездной билет.
Кроме того, сегодня бюджет компенсирует городскому транспорту разницу между действующим тарифом и существующими затратами. Размер дотации составляет около 400 млн. рублей в год. Частные перевозчики идут только на прибыльные маршруты, а мы обязаны обеспечивать организацию регулярных перевозок населения на всей территории Ярославля. Таким образом, маршрутки не только оставляют все убыточные направления муниципальному транспорту, но и не дают ему заработать на пассажироемких маршрутах.
Двигаясь быстрее, они просто увозят часть пассажиров, которые могли бы воспользоваться услугами муниципального транспорта.
Кстати, в России есть по крайней мере три города, в которых нет маршруток вообще. Это Казань, Пермь и Череповец. Череповец к нам ближе, поэтому мы смогли изучить ситуацию на месте. Перевозки пассажиров на регулярных маршрутах там осуществляются автобусами большой и особо большой вместимости. Есть и электротранспорт, который в Череповце представлен только трамваем. Стоимость проезда на всех видах транспорта одинаковая – 16 рублей. Интервальность движения от 4 до 10 минут. Дотаций на покрытие убытков муниципальных перевозчиков в бюджете не предусмотрено.
При этом частный бизнес на рынке перевозок не просто «присутствует» – ему принадлежит около половины парка автобусов, перевозящих горожан.
Комментарии