09:19
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 июня 2019

На речном трамвайчике

Все крупные российские города неспроста стоят на реках. Когда­то на заре цивилизации именно водный путь вел из пункта А в пункт Б и обратно. Сегодня значимость водного транспорта несколько меньше, но в Ярославле по­-прежнему и в черте города, и за его пределами можно передвигаться водным транспортом, как в былые годы.

По воде – не по рельсам

Сегодня в Ярославле работают две линии речных перевозок. Внутригородская связывает центр города с Толгой при движении вверх по течению и с пристанью Вакарево – вниз по течению. Пригородная линия – с конечной остановкой в Константиновском вверху и в Новых Ченцах – внизу. По подсчетам наших речников, суда типа «Москва» перевозят внутри города 180 – 200 тысяч человек за навигацию. За пределы Ярославля водным путем перемещаются около 65 тысяч человек.

– Мы не проводили специальных исследований, но, по субъективным впечатлениям капитанов, более половины наших пассажиров – дачники, – пояснил руководитель бизнес-направления «Пассажирские перевозки и КОФ» и службы ремонта АО «Ярославский речной порт» Андрей Жальнин. – Остальных сложно назвать туристами… Это скорее пассажиры, которые предпочитают именно речной транспорт всем остальным. Меж тем мы располагаем еще одним судном, переоборудованным именно под туристические задачи. Оно работает в режиме экспресса, следуя без остановок по маршруту Речной вокзал – Стрелка – Толга. На борт это судно принимает всего 74 человека, и стоимость билета на него в десять раз больше, чем на рейсовый теплоход. Тем не менее этот рейс тоже востребован. Скажу больше, уже пару лет он работает почти с полной загрузкой. Возможно, дело в том, что Ярославль наиболее выигрышно выглядит именно с воды.

Теплоход – не автобус

Для тех, кто не мыслит своей жизни без путешествий по Волге, есть две новости. Первая: в распоряжении Ярославского речного порта имеется только четыре теплохода «Москва» на рейсовых маршрутах и один прогулочный такого же типа. Резерва нет. Вторая новость более оптимистична: теплоход служить при своевременном и правильном уходе может долго. По словам Андрея Жальнина, на наших судах стоит уже третье поколение двигателей. Сначала это были барнаульские дизели, в конце советской эпохи речникам перепали чешские «шкоды», а сегодня теплоходы рассекают водную гладь с помощью наших родных ярославских дизелей 238-й модели, специально адаптированных для работы на водном транспорте.

Раз в пять лет теплоход проходит капитальный ремонт: начиная от диагностики всех листов обшивки корпуса и заканчивая переборкой винтов, валов, заменой втулок… За всем этим следят специалисты речного регистра – федеральной службы, отвечающей в том числе и за соответствие состояния судов их техническим параметрам. После получения документа, позволяющего спустить теплоход обратно в родную среду, можно быть уверенным, что судно в любой момент сохранит ход, управляемость и плавучесть. До сих пор ни один пассажирский теплоход ярославского речного флота по техническим причинам не создал для своих пассажиров опасной ситуации на воде.

Зато аварийные ситуации порой создает сам народ. Это касается пассажиров, которые, «находясь в состоянии отдыха», норовят чуть ли не с рубки в воду прыгнуть, и тех, кто плавает близ парохода: чай, не трамвай – объедет. К счастью, вахтенные пассажирского транспорта уже привыкли к нештатным ситуациям и умеют с ними справляться.

Капитан – не шофер

Как известно, ни один теплоход в мире не ходит сам по себе. Если движение наземного транспорта зависит от мастерства одного человека, то любой более или менее тоннажный корабль управляется экипажем. Причем члены экипажа не взаимозаменяемы: к примеру, штурман отвечает за тот участок работы, к которой не имеет отношения механик. Однако на большинстве судов совмещена специальность капитана и механика. Поэтому капитан-механик – главный на пассажирском корабле, он должен быть не только мастером своего дела, как и водитель, но и специалистом по выстраиванию отношений в коллективе. И это вопрос уже не просто комфорта пассажиров, а их жизни и здоровья.

– К сожалению, даже наличие в Рыбинске речного училища имени Калашникова не гарантирует нам привлечения специалистов высокого уровня, – поясняет Андрей Жальнин. – Поэтому кадровый вопрос остается для нас наиболее существенным. Тут ситуация не самая ординарная – дело не в деньгах, не в квалификации преподавательского состава. И даже не в том, что законодательная база у нас стала настолько запутанной, что уже и капитаны с двадцатилетним стажем не вполне отчетливо понимают, какие суда они имеют право водить. Тут вопрос, скорее, в психологии. Чтобы стать речником, нужно прежде всего этого хотеть. Причем такое желание должно определять жизнь молодого человека. Из юноши, который отправился в речное училище за компанию, по незнанию или потому что это учебное заведение расположено ближе к дому, редко получается достойный специалист. Мы можем научить всему, но любовь к «водному образу жизни» – это как музыкальный слух. Или есть – или нет.
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать