04:45
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 сентября 2012

Не рейтингом единым

Качество высшего российского образования в мире по-прежнему оценивается относительно невысоко, зато внутри страны в лидеры выходят периферийные вузы.

Слабое звено высшей школы
Позиции на международной арене высших учебных заведений изучала QS WUR, организация, которая вот уже много лет при составлении подобного рейтинга учитывает не только академическую репутацию того или иного вуза, но и то, как его оценивают работодатели. Среди критериев оценки значатся также процент цитирования в расчете на одного преподавателя, соотношение численности студентов и преподавателей, доля иностранных студентов в вузе. Первый, третий и четвертый показатели являются самыми весомыми.
В итоге МГУ имени Ломоносова занял 116ю строчку, хотя еще два года назад был на 93м месте, СПбГУ – 253ю среди топ­300. Кроме них в заветный список попали Дальневосточный федеральный университет, Российская экономическая академия им. Плеханова, НИУ ВШЭ, Новосибирский государственный университет, РУДН, Московский государственный технический университет им. Баумана, МГИМО.
Слабым местом российской высшей школы эксперты считают низкую степень интеграции в мировое научное сообщество, этим и объясняется скромный процент цитируемости наших преподавателей, в то же время тот же МГУ по оценке академической репутации и репутации у работодателя занимает соответственно 95е и 99е места.
Лучшим в мире университетом, по версии авторов QS WUR, стал Massachusetts Institute of Technology (MIT), который обогнал прошлогоднего лидера из Великобритании Cambridge University. На 3м месте — Harvard University. В топ­10 вошли только университеты США и Великобритании.

Причем здесь ЕГЭ?
Однако если с оценкой иностранных коллег российские ученые в основной своей массе согласны, то рейтинг отечественных вузов, который был представлен на днях Ярославом Кузьминовым, руководителем Высшей школы экономики, вызвал бурю отрицательных эмоций в ректорском сообществе. Все дело в том, что в нем российские государственные вузы ранжированы на основе среднего проходного балла ЕГЭ, который потребовался абитуриентам для поступления на бюджетные отделения. Всего таким образом оценивалось более пятисот учебных заведений.
По мнению председателя областной Общественной палаты Владимира Афанасьева, ректора ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, заместителя председателя Совета ректоров вузов Ярославской области, выбирать в качестве главного критерия оценки того или иного университета средний балл ЕГЭ неправильно, ведь зачастую из ребят, показавших не самые высокие результаты при тестировании, получаются отличные специалисты.
– Составление подобного рейтинга только вносит сумятицу в умы абитуриентов и их родителей, – говорит Владимир Васильевич. – Кроме того, мы прекрасно знаем, как порой эти средние баллы ЕГЭ считаются. Меня лично как ученого просто поражает низкая информативность подобных документов, а ведь они ложатся на столы руководителей страны и наших коллег из Общественной палаты РФ.

Что штурмуют отличники?
Но как бы то ни было, согласно упомянутому документу, несмотря на то что в целом ситуация в российском высшем образовании несколько улучшилась, в инженерные вузы абитуриенты, имеющие в активе высокие баллы ЕГЭ, по-прежнему идти не хотят, а значит, туда идут откровенные троечники. Насколько это в дальнейшем может повлиять на развитие таких отраслей, как машиностроение, строительство, химическое производство, сельское хозяйство, объяснять не стоит.
Зато вот уже третий год подряд многие отличники штурмуют медицинские вузы, более 80 процентов учебных заведений приняли абитуриентов, показавших средний балл 75 из 100. По мнению самого г­-на Кузьминова, это связано с тем, что «государство начало проявлять особое внимание к сектору здравоохранения». Как бы там ни было, но в нынешнем году проходной балл на лечебный факультет ЯГМА оказался небывало высоким – 231. Другими словами, поступить в вуз смогли только те ребята, которые сдали химию, биологию и русский язык фактически на «отлично».
Что касается педагогического образования, то здесь, по словам Ярослава Кузьминова, качество приема тоже повысилось. Средний балл по группе – 61,5 из 100, это твердая четверка. Тех педвузов, которые приняли в основном троечников, осталось меньше 10 процентов.
Лидирует в рейтинге российских вузов (направление «классические университеты») МГУ имени Ломоносова, за ним следует СПбГУ, третью позицию занимает Новосибирский гос­университет.
Среди «социально-­экономических» высших учебных заведений тройку лидеров вновь возглавил МГИМО, на втором месте ВШЭ, а на третьем – РЭА имени Плеханова.
Технические вузы возглавил МФТИ, медицинские – Санкт-Петербургский университет имени Павлова, аграрные – Российский государственный аграрный университет имени Тимирязева.

А сам не плошай!
Конечно, попытка ранжировать российские вузы – дело хорошее, по крайней мере, пищу для споров она дала, но не надо забывать, что хорошим специалистом можно стать, окончив и провинциальный вуз. Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что многие выпускники Ярославского педагогического сегодня весьма успешно работают в той же Германии, а ярославские врачи трудятся на благо москвичей, американцев, чехов, израильтян… И конечно, как не вспомнить выпускников ЯрГУ, которые покорили не только Европу, но и Канаду, Америку, Индию… В общем, успех каждого человека зависит исключительно от того, какие силы он лично прикладывает к тому, чтобы его достичь. Поэтому, перефразируя известное изречение, скажем: на рейтинг надейся, а сам не плошай!

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать