16:36
понедельник,
16 сентября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 июля 2012

Нехудожественные страсти

Руководство областного Союза художников выступило против решения городских властей включить в прогнозный план приватизации некоторые мастерские, арендуемые ярославскими живописцами. Призывы представителей мэрии сесть за стол переговоров, чтобы урегулировать конфликт и найти взаимопонимание, не сразу нашли ответ у противоположной стороны понимания и ответа.

Закон надо исполнять
История же вопроса такова: городские власти объявили о начале нового этапа плана приватизации муниципального имущества. Среди объектов, которые должны быть выставлены на продажу, значится и 20 мастерских, которые арендуют ярославские художники. Всего же члены творческого Союза художников арендуют у города 4190 квадратных метров площадей.
В основном «квартируют» живописцы на верхних этажах многоквартирных домов. У кого-то мастерская больше, у кого-то чуть меньше, но суть не в этом, а в том, что творцы за аренду мастерских всегда платили весьма умеренную плату, и это помогало многим из них выживать. Другое дело, что в последние годы увеличились счета за коммунальные услуги, которые выставляют управляющие компании. Однако тарифы за пользование благами цивилизации в виде отопления, горячей и холодной воды выросли не только для художников, но и для всех россиян.
О грядущих планах приватизации 1240 квадратных метров, где располагаются мастерские, которые предполагается выставить на продажу, было объявлено публично. Перечень объектов опубликован на сайте мэрии. К тому же к концу декабря 2012 года заканчивается и срок аренды этих самых мастерских, о чем руководство Союза художников не знать просто не могло. Здесь надо пояснить еще и то, что избавиться от так называемых непрофильных активов муниципалитеты побуждает федеральный законодатель. Известный ФЗ-159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо настаивает на этом. Не будем обсуждать, насколько разумно само решение заставить местные власти продавать городскую недвижимость, вокруг этого вопроса сломано уже немало копий, однако закон никто не отменял, а значит, его надо исполнять.

На экономике не проедешь?
Ярославские художники, узнав о планах городских властей, возмутились страшно, заявив, что «не надо из страны делать блошиный рынок». В том смысле, что деньги – это не главное в жизни, а на «экономике не проедешь». Последняя фраза принадлежит народному художнику РФ Юрию Жаркову. Мэтры, поддержанные рядом областных и федеральных депутатов, тут же написали полное гнева письмо в адрес президента РФ Владимира Путина с жалобой на городские власти. Что он им ответит, пока не знает никто, но уже точно известно: на момент подписания упомянутого ФЗ-159 Владимир Владимирович занимал должность председателя Правительства РФ и с содержанием закона, конечно же, знаком.
Но вернемся к создавшейся ситуации. События разворачивались с молниеносной быстротой: мастера кисти и палитры «в знак протеста против решения мэрии об их выселении из мастерских» приняли решение закрыть выставочный зал на Максимова. По их заявлению, зал не возобновит свою работу до тех пор, пока депутаты муниципалитета «не рассмотрят их вопрос по существу». Интересно, как сами народные избранники отнесутся к подобному ультиматуму, ведь получается, что им предлагается проголосовать за решение, которое устраивает одну сторону, но при этом не учитывает мнение другой? Тем более что состояние городской казны сегодня оставляет желать лучшего. Дыра в бюджете размером почти в три миллиарда рублей – это не шутки, ее как-то надо закрывать, если мы хотим, чтобы город жил, общественный транспорт работал, а воспитателям детских садов вовремя платили заработную плату.

Оставьте нас в покое!
Мнения рядовых ярославцев, узнавших о конфликте художников с властями, далеко не однозначны. Многие из горожан искренне недоумевают, почему при долге за коммунальные платежи, исчисляющемся почти в 600 тысяч рублей, владельцы творческих мастерских требуют «оставить их в покое». Получается, рядовой гражданин, задолжавший квартплату, идет под суд, а мастер кисти апеллирует к властям, доказывая свою социальную значимость и заставляя рядовых налогоплательщиков платить по его долгам.
При этом в собственности Союза художников находится не только упомянутое здание на Максимова, но и Дом художника на улице Лисицына. Кстати, при случае туда тоже можно заглянуть и увидеть, что многие его помещения сдаются в аренду, так что творческий союз к вопросам собственной экономики относится весьма трепетно, и это правильно, ведь помимо духовной жизни есть еще и материальная.
К слову, о материальной стороне вопроса, а точнее, о санитарной. Не все люди, которые живут по соседству с мастерскими художников, пребывают от этого факта в восторге. Дело в том, что некоторые помещения, арендуемые творческими людьми, содержатся, мягко говоря, в художественном беспорядке: там протекают потолки, из огромных окон дует, а шторы на этих самых окнах давно нуждаются в стирке. Посмотришь на такую мастерскую, и складывается впечатление, что в комнатах, где лежат картины, в беспорядке наваленные одна на другую, никогда не убирают. Говорят, даже бывало, что владельцы некоторых мастерских, «изрядно простимулировав свой творческий процесс», просто забывали перекрыть кран с водой…

Талант – явление не массовое
Когда-то советская власть, стремясь привлечь на свою сторону творческих людей, а среди них были не только художники, но и писатели, музыканты, артисты, журналисты, бесплатно раздавала им квадратные метры под студии и мастерские. Мастера пера и кисти, партитуры и кинематографа платили за эту щедрость, воспевая в меру своего таланта мудрость советского руководства. Но все изменилось в 1991-м, когда Россия выбрала новый путь развития. У нас уже практически не осталось общенародной собственности. Но зато появляются меценаты, которые на свои деньги восстанавливают разрушенные прежней властью храмы, помогают одаренным людям. Да, этих меценатов не очень много, но ведь и талант – явление не массовое.
Так, может быть, областному Союзу художников, вместо того чтобы подбрасывать угольки в тлеющий конфликт, стать связующим звеном между теми, кто в состоянии материально поддержать творцов, и теми, кто в этой поддержке нуждается? И, как знать, вполне возможно, благодаря этому «сводничеству» у нас в Ярославле появится свой Гауди. Удивительно, но имя промышленника Эусеби Гуэля вошло в историю именно благодаря тому, что он поддержал этого знаменитого испанского архитектора. Работы, которые Гуэль щедро финансировал, сегодня включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Позиционные бои
В Ярославле же между руководителями Союза художников и городскими властями пока идут «позиционные бои». Изначальное нежелание людей творческих начать нормальный диалог и найти точки соприкосновения вызывало, мягко говоря, недоумение и сожаление. Хорошо, что консенсус был наконец найден. Очень хорошо сложившуюся ситуацию прокомментировал один из пользователей Ярпортала под ником Андрей Белый: «Предположим, один из моих друзей пустил меня в свой пустующий гараж за оплату электричества и прочих мелочей. Но спустя пару лет ему потребовались деньги, и он решил гараж продать. Так получается, я должен на друга в суд подать за то, что он меня на улицу выгоняет?»
Что касается строительства мастерских на народные деньги и служения народу, то об этом можно было бы говорить только в том случае, если бы у нас художники свои картины бесплатно у Ротонды раздавали.
Что тут еще добавить? Пожалуй, только то, что появилась надежда на конструктивный диалог членов правления Союза художников с властями города. Надежда совсем непризрачная.

P.S. Разговор между художниками и мэрией все-таки состоялся в субботу в студии ГТРК «Ярославия».
Оказалось, что документ о продаже мастерских, по прочтении которого художники вышли на «тропу войны», не составлялся в стенах мэрии города Ярославля. Это фальсификат, лишенный даже внешнего сходства с продукцией муниципального делопроизводства. Кроме того, представители творческого союза показали, мягко говоря, неполную осведомленность о предмете разговора. Одну из мастерских, расположенную на улице Свердлова (132,8 кв.м), художники некоторое время отказывались признать своей. Но, сверившись с перечнем, согласились, что такие площади все-таки за ними закреплены. Мастерские эти давно пустуют, а коммунальные услуги в части ОДН за художников, видимо, платят жильцы дома № 88. Интересно, знают ли они об этом?
Евгений Урлашов, с которым мы связались по окончании встречи, привел и другой пример:
– Возьмем мастерские на проспекте Авиаторов, 98. Их площадь больше восьмисот метров. Спрашиваю: сколько там художников? Мне отвечают: шестнадцать. Это больше пятидесяти метров на одного творца. Скажите, а художник не может творить на площади поменьше? Мне кажется, что может.

Компетентно
Валерий Ушков, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля:

– Мне очень жаль, что представители Союза художников не захотели с нами встретиться, ведь договариваться всегда разумнее, чем конфликтовать. Аргументы, которые выдвигают мастера кисти, больше давят на эмоции. Что значит, что городские власти выселяют большинство художников на улицу?! Нет этого. В прогнозный план приватизации включены только 30 процентов площадей из тех, которые арендует союз. Откуда взялись другие цифры, какие-то документы – для меня большой вопрос. Экономическая ситуация в городе действительно непростая, нам надо экономить каждую копейку. В этой связи совсем непонятно, почему бюджет должен гасить за художников долги за коммунальные платежи. И это при том, что арендная плата, которую они платят, более чем скромная – 17 рублей за квадратный метр. Но и при таком раскладе владелец мастерской, что на улице Суркова, умудрился накопить долги за коммунальные услуги на сумму в 60 тысяч рублей!
Я лично прошел по некоторым мастерским, многие из них содержатся, мягко говоря, в полном беспорядке, там не то что капитальный ремонт – текущий давным-давно никто не делал. Но ведь по закону это непосредственная обязанность арендаторов!
Мы предлагаем выставить на продажу самые небольшие помещения, не факт, что их вообще кто-то будет покупать. Получается, у художников появится реальная возможность приобрести их в собственность по весьма скромной цене. Так зачем же устраивать скандал и публично утверждать, что творцов кто-то обижает?! Сегодня мы начали консультации с представителями Союза художников, думаю – найдем выход из создавшегося положения.

Николай Мухин, народный художник РФ, основатель школы «Ярославская икона»:
– Мне искренне жаль, что подобный конфликт вообще возник. Художники – самая незащищенная социальная группа, ведь те же музыканты, которые играют в Ярославском симфоническом оркестре, ежемесячно получают хоть какие-то деньги, а большинство моих коллег и этого блага лишены. Им без мастерских вообще не выжить. Да вы только представьте себе на мгновение: работал человек лет пятьдесят в своей мастерской, писал картины, и вдруг его на улицу выгоняют, говорят, нам надо бюджет городской пополнить, мы это помещение на продажу выставляем. Но за его аренду уже лет тридцать Союз художников платит, неужели за столько лет он не приобрел права на безвозмездное пользование? Я бы на месте городских властей вообще союзу передал все мастерские бесплатно, но заключил договор, что в обмен за это каждый художник обязуется две картины в год передавать городу. Поверьте мне, это щедрый дар, ведь любая картина стоит денег, так что не надо рубить дерево, которое плодоносит.
Я с уважением отношусь к новой команде мэрии, всегда готов встретиться с руководством города, если нужно, помочь в решении многих задач, в том числе и самых креативных. Однако хочу сказать определенно: с художниками надо дружить, они ведь создают в Ярославле особую среду, без них наш город вряд ли сохранит свою самобытность.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать