08:49
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
21 марта 2012

Новая встреча с Пушкиным

Вчера в Ярославском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Станционный смотритель. Барышня-крестьянка» по знаменитому циклу А.С. Пушкина «Повести Белкина» в постановке режиссера Игоря Ларина. Он поделился своим видением произведений Пушкина и своими мыслями о театре.

– Игорь Николаевич, почему вы взялись за прозу Пушкина?

– Я же питерский! Родился и вырос возле Летнего сада, с детства мысленно мог переноситься в девятнадцатый век. Первые мои режиссерские работы связаны с Пушкиным. Его поэзия и проза совсем не просты, и мало кто умеет хорошо читать их. Мне всегда интересно работать с этим литературным материалом. В данном спектакле для меня самым главным было живое, уважительное, современное отношение к тексту. Для «Станционного смотрителя» выбран жанр на грани литературного театра, чтобы сделать текст более выпуклым. Для пушкинских постановок такой прием особенно важен.

– Почему выбор пал именно на эти две повести?

– Все пять повестей пушкинского цикла абсолютно разные, написанные в разных жанрах. Но «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» – это два полюса: трагедия и комедия. Мне подумалось, что будет интересно, если их соединить. И вот эти две повести, находящиеся как бы по краям цикла, соединились в одном спектакле. Для «Станционного смотрителя» я определил музыкальный жанр как меланхолический вальс, для «Барышни-крестьянки» – мазурка.

– Насколько, на ваш взгляд, современна история «маленького человека» Самсона Вырина – героя повести «Станционный смотритель»?

– Повесть кажется простой, но только внешне. На самом деле в ней заложен глубокий смысл. Это трагедия рока, которая всегда современна. У людей несчастливо складывается жизнь, но не потому, что кто­то в этом виноват. Пушкин не дает оценок. Вся прелесть его философии заключается в том, что виноватых нет. Все правы.

– Игорь Николаевич, как, на ваш взгляд, нужно ставить спектакли по классическим произведениям, которые изучают еще со школьной скамьи?

– Надо делать так, чтобы автор, будь он жив, остался доволен постановкой.

– Сегодня на театральных подмостках модно переиначивать классику. Как вы к этому относитесь?

– Да, многие режиссеры делают какие­то экзерсисы на тему классики, но, к сожалению, от самого произведения ничего не остается. Самое ценное – то, что есть у автора. С другой стороны, есть и опасный момент – уйти в традицию в плохом смысле, когда исчезает современность звучания того или иного произведения.

– Вы ставили «Станционного смотрителя» в Санкт­-Петербурге, в БДТ имени Товстоногова. Отличается та постановка от тюзовской?

– Тот спектакль был более литературным. Здесь я решил усилить игровую ткань, драматический момент. И потом ТЮЗ – это другой театр, иная атмосфера.

– Вы впервые работаете в Ярославле?

– Да, но с вашим городом у меня давние связи. В течение нескольких лет я сотрудничал с Камерным театром. А еще делал антрепризные спектакли с актерами Волковского театра. Я снимал в своих сериалах актера ТЮЗа Юрия Иванова. Вообще, с Ярославским ТЮЗом я не раз пересекался на фестивалях, заходили и разговоры о постановках, но до результата дело не доходило. А теперь получилось.

– Игорь Николаевич, есть ли у вас желание продолжать сотрудничество с этим театром?

– Хотелось бы. Мне понравился театр, понравились актеры. С ними легко работать.

факты

Игорь Ларин – режиссер, актер и художник. В 1989 году с группой артистов организовал театр «Особняк», с которым много гастролировал по России и за рубежом. Одновременно с этим создал театр одного актера «Монплезир». Спектакли Ларина – лауреаты всероссийских и международных театральных фестивалей. Творчество Игоря Ларина было отмечено золотой Пушкинской медалью и дипломом Российского фонда культуры. С 1991 года Ларин активно работает как режиссер-постановщик. За 20 лет творческой деятельности им поставлено более 60 спектаклей в театрах России и за рубежом. Заметна его работа и в кино. Он снимался в телефильмах «Черная комната», «Траектория бабочки», «Тайны следствия», «Театральный роман», ставил сериалы «Кулагин и партнеры», «Час Волкова», «В поисках принца», «Морские дьяволы».

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать