16:26
пятница,
19 апреля 2024 г.
13.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 сентября 2011

Особенности национальной учебы

Расположенная на окраине Ярославля школа № 60 в некотором роде уникальна – в ней каждый четвертый ученик езид. Как же обучаются в одной школе девочки, носящие джинсы ниже талии, и страшеклассницы езидки, которые в 16 лет уже помолвлены со своими единоверцами?

Новые жильцы Норского
Шестидесятая – старинная ярославская школа, она была открыта еще в 1874 году решением администрации Норской мануфактуры. До сентября 1959 года в поселке фабрики «Красный перевал» имелась одноэтажная школа­-семилетка с печным отоплением, а затем она переехала в новое трехэтажное здание. В те годы в шестидесятой учились в основном дети рабочих фабрики «Красный перевал». Этот район хоть и часть города, но ввиду своей отдаленности до сих пор ведет тихую патриархальную жизнь. Может быть, поэтому в нее так хорошо два десятилетия назад вписались езиды.
– Первые ученики езиды пришли в нашу школу двадцать один год назад. Они русский язык вообще не понимали. Доходило до того, что учительница начальных классов вызывала к доске ученика, надевала белый халат и говорила, показывая сначала на себя, потом на самого первоклашку: «Я – врач, ты – больной». И маленький смуглый школяр повторял: «Больной…». Эти дети просто ходили на уроки и слушали, запоминая незнакомые слова. После уроков с ними проводили дополнительные занятия и дома очень много занимались. В конце учебного года эти ребята уже могли свободно говорить на бытовом уровне, – вспоминает завуч школы Мария Дуянова.

Совет отцов
Первое время в школе периодически вспыхивали конфликты. Два ребенка – русский и езид – поссорятся из-за сломанной линейки или взятого без разрешения ластика, и понеслось! Один жалуется своему папе и тот поднимает на ноги всю диаспору, другой в ответ зовет на помощь всю округу...
– Мы говорили детям: у вас одна национальность – ученики шестидесятой школы. И каждый из вас будет отвечать за свои поступки, – вспоминают учителя.
Чтобы потушить эти конфликты, в школе создали совет отцов езидов. Дело в том, что главная роль в воспитании детей в езидских семьях принадлежит именно папам. И поэтому на родительские собрания ходят они. А вот у русских обязанность посещать школу зачастую возложена на мам. Так вот, чтобы не сводить женский и мужской коллектив в одном месте, руководство школы решило проводить родительские собрания раздельно. Езиды первое время ходили на встречи с учителями «без прогулов» и трепетно интересовались, как ведут себя их чада, не обижают ли их другие ученики и учителя. А дети, воспитанные в благоговейном почитании отцов, боялись таких вот «совещаний» и старались вести себя примерно. Постепенно отцы поняли, что их сыновей и дочерей не притесняют, успокоились и стали ходить в школу реже. А потом совет отцов езидов и вовсе законсервировался и сегодня существует скорее на бумаге, нежели на деле, – родительские собрания стали общими.
У езидов понятие семьи священно и поэтому неполных ячеек общества не бывает. В каждой семье двое-трое детей – это демографический минимум, а пять-шесть ребятишек – вполне обычное явление.
Русские семьи этим похвастаться, к сожалению, не могут. А ведь так здорово, когда в школе за тобой может приглядеть старший брат или сестра! В середине восьмидесятых это было нормой в России…

Взрослеют рано
– Мне нравится учиться в шестидесятой школе. Я тут с первого класса. Мне интересно узнавать русскую культуру и обычаи, изучать русский язык и литературу. Это очень хорошо, что у нас совместное обучение, – считает старшеклассник Торун Худоян.
Езидские дети отличаются аккуратным внешним видом. В школе введена форма, и езиды практически никогда не нарушают дресс­-кода: старшеклассники ходят учиться в темных юбках или брюках и белых блузках или рубашках. Младшие школьники забавно смотрятся в малиновых пиджачках. Молодежные футболки и джинсы с «декольте» до середины укольного места езиды не носят. Среди девушек не встретишь коротко стриженых, длинные черные волосы – их национальная особенность.
Воспитание в этих семьях строгое. Если учителя организуют для школьников поход с ночевкой, то езидских девушек всегда забирают вечером домой или вовсе не отпускают на такие мероприятия. И никакие слезные просьбы: «Папа, ну пожалуйста» – здесь не работают. У девушек вообще много ограничений. Им нельзя заводить страницы в социальных сетях, электронную почту или аську. Предназначение езидской девушки – выйти замуж. Эти девочки уже в десятилетнем возрасте умеют печь пироги с начинкой, шить, вязать, помогать по хозяйству. Как правило, в 16 лет они уже помолвлены и зачастую сразу же после школы выходят замуж, причем только за единоверца. У езидов есть деление на разные социальные группы – кланы. Одни стоят выше, другие ниже, с одним кланом можно породниться, с другим нельзя. Поэтому иногда молодым людям даже приходится искать себе вторую половинку за рубежом – в Бельгии, Испании.
– Мальчики езиды с детства – настоящие мужчины, они с большим уважением относятся к девушкам, всегда нас защитят, – говорят Лиля Нгуен и Лена Сарайкова.
– Эти ребята очень общительные, добрые, отзывчивые, они нацелены на успех в спорте, учебе, работе. Мальчики рано взрослеют. Если эти юноши идут учиться дальше, то выбирают, как правило, экономические или юридические специальности, – рассказывает учитель истории и обществоведения Екатерина Баутина.

Взаимопроникновение культур
– Работать в школах, где учатся дети разных национальностей, сложно. Надо действовать очень осторожно, учитывая особенности национальной культуры, – говорит директор школы Светлана Саматоева.
Это и в самом деле непросто. Но в шестидесятой школе нашли выход из положения. Для того чтобы все ее ученики познакомились с особенностями езидской культуры, в 2011 году здесь провели праздник «Мы дети твои, дорогая Земля», призванный укрепить дружеские отношения между детьми разных национальностей. В школе собираются открыть музей, создать ансамбль езидского танца.
В свою очередь езиды охотно изучают русскую культуру, активно участвуют в разных конкурсах и мероприятиях, проводимых в школе, девочки занимаются в кружке русского народного танца. А когда устраивают очередной школьный праздник, одним ведущим становится русский, а другим – обязательно езид.

Файзо ПОЛАТОВ, президент ярославской областной общественной организации «Езиды»:
– Россия – многонациональное государство, поэтому учить детей толерантному отношению друг к другу нужно во всех учреждениях образования. В этом отношении средняя школа № 60, на мой взгляд, одна из лучших в Ярославле. Здесь проводится большая работа по укреплению дружеских связей между разными народами. Дети рассказывают друг другу об особенностях культуры разных национальностей.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать