Парковки уйдут под землю?
Количество машин в Ярославле неуклонно растет. Автовладельцы паркуются во дворах и на обочинах дорог. Декан архитектурностроительного факультета ЯГТУ кандидат технических наук Юрий Придатко предлагает прятать парковки под землей. Он защитил диссертацию по устройству оснований на длинных сваях и с 1974 года занимается изучением подземных сооружений.Неосвоенное пространство
Когда-то в нашем городе были созданы подземные ходы и сооружения. Например, при устанавке памятника Ярославу Мудрому на Богоявленской площади обнаружили тоннель, идущий от Спасо-Пребраженского монастыря до здания бывшего главпочтамта.
Что касается современного Ярославля, то подземных сооружений – а это помещения, расположенные на глубине более пяти метров, – в городе не так уж и много: переход под площадью Юности, парковки на площади Труда и в ТЦ «Аура», пространство под Успенским собором. Подземные этажи есть в главном здании Сбербанка на перекрестке Советской и Республиканской улиц, у очистных сооружений.
Ярославль начал активно застраиваться примерно в шестидесятых годах двадцатого века, и площадок для новых домов было предостаточно. Поэтому нужды в подземном строительстве город не испытывал.
Накануне празднования тысячелетия Ярославля Юрий Придатко написал письмо в мэрию, доказывая, что «юбиляр», во всех районах которого один за другим появляются новые дома, должен расти не только вширь и ввысь, но и вглубь. К тому же центр Ярославля включен в зону ЮНЕСКО, а значит, там строительство и вовсе запрещено. Для сооружения магазинов, парковок в центральной части города места не найти. Но тогда на письмо Юрия Михайловича не ответили. Спустя какое-то время архитектор обращался к городским властям еще раз, но тоже безрезультатно.
– В нашей местности есть два распространенных способа строительства подземелий. Первый напоминает обустройство колодцев: кладется бетонное кольцо, внутри выкапывается земля, ставится сверху второе и так далее. Второй метод – «стена в грунте». В земле бетонируют одну сваю, рядом другую, пока не выстроится весь периметр подземного сооружения, – рассказывает Юрий Придатко.
Но оба варианта нельзя использовать в городе. Неизвестно, как отреагируют старинные здания, если рядом начнут забивать сваи.
Подмена фундамента
Представьте две картонные коробки, поставленные одна на другую. Так же и дом с фундаментом. Если под первую коробку положить две линейки, установить конструкцию на столбики, нижняя коробка уже не нужна, так как верхняя держится на линейках и опорах, а под ней – свободное пространство.
Примерно так Придатко и решает проблему замены фундамента в реальных сооружениях, где вместо линеек – металлические балки. Важно только, чтобы опоры имели общую ось и могли держать большой вес. Для этих целей Юрий Михайлович изобрел специальные сваи, при установке одной на другую они соответствуют друг другу с миллиметровой точностью.
Благодаря такой «подмене» фундамента здание можно поднимать и опускать на разную высоту. Например, дом построили в месте протекания грунтовых вод, отчего строение постоянно отсыревает. Если фундамент поднять, вода пройдет под ним. Процедура эта сложная, но осуществимая. В 1978 году Юрий Михайлович присутствовал в Москве при поднятии большого здания и переноса его на десяток метров в сторону.
Кстати, два студента архитектурно-строительного факультета ЯГТУ посвятили свои дипломные работы обустройству подвальных помещений в зданиях на улице Кирова. Исследовались дома, где расположены ювелирный магазин и подразделение МЧС. Один из дипломников выступил со своей работой на молодежном форуме, проходившем на озере Селигер. Разработки нашего земляка понравились министру спорта России Виталию Мутко.
Подземный метр дешевле наземного
Оптимальный вариант, по мнению Придатко, – вести строительство подземных парковок под пустующими объектами. Например, под зданием на Советской площади, где раньше располагалась областная дума, теоретически можно построить огромную парковку.
Можно использовать подземное пространство и под площадями города. Стоимость обу-
стройства одного подземного квадратного метра 12 – 15 тысяч рублей, что в 3 – 4 раза дешевле наземного. Каждый новый этаж под землей ведет к удорожанию на 30 процентов.
Кстати, строительство подземных объектов экономит не только свободное пространство. Зимой температура воздуха в нашей полосе может доходить до минус 20 – 30 градусов. Под землей же температура стабильная – 12 – 15 градусов тепла, поэтому нет нужды обогревать машины.
В 1994 году Юрий Придатко создал организацию, куда вошли преподаватели и студенты архитектурно-строительного факультета ЯГТУ. Компания приняла участие в обследовании, проектировании, строительстве, реконструкции более 220 крупных промышленных и гражданских объектов. И вот на базе этой фирмы Юрий Михайлович пробовал создать строительную ассоциацию.
– Я пытался объединить проектировщиков, умеющих рассчитывать подземные сооружения, производителей материалов и специалистов, которые выполняли бы работы. Оказалось, найти профессионалов очень трудно. Например, в США самая высокооплачиваемая профессия не врач или юрист, а именно специалист по подземному строительству, – рассказывает декан архитектурно-строительного факультета ЯГТУ.
Но проблема не только в нехватке квалифицированных строительных кадров. Не удалось найти и тех, кто бы мог производить придуманные Придатко сваи и бетон. Юрий Михайлович хотел бы все-таки обсудить тему создания подземных сооружений с руководителями города и области. Ярославлю нужны парковки. Есть и специалисты, готовые справиться с задачами.
Но даже если отклика от властей не будет, Юрий Михайлович не собирается бросать свои исследования. Он планирует и дальше разрабатывать оригинальные строительные технологии и хотя бы экспериментально внедрять их в практику. А еще декан может передавать свой опыт и знания молодому поколению архитекторов и строителей в надежде, что им повезет решать сложные, но интересные технические задачи по переустройству подземного пространства нашего древнего Ярославля.
ФОТО автора
Комментарии