Когда-то в нашем городе были созданы подземные ходы и сооружения. Например, при устанавке памятника Ярославу Мудрому на Богоявленской площади обнаружили тоннель, идущий от Спасо-Пребраженского монастыря до здания бывшего главпочтамта.
Что касается современного Ярославля, то подземных сооружений – а это помещения, расположенные на глубине более пяти метров, – в городе не так уж и много: переход под площадью Юности, парковки на площади Труда и в ТЦ «Аура», пространство под Успенским собором. Подземные этажи есть в главном здании Сбербанка на перекрестке Советской и Республиканской улиц, у очистных сооружений.
Ярославль начал активно застраиваться примерно в шестидесятых годах двадцатого века, и площадок для новых домов было предостаточно. Поэтому нужды в подземном строительстве город не испытывал.
Накануне празднования тысячелетия Ярославля Юрий Придатко написал письмо в мэрию, доказывая, что «юбиляр», во всех районах которого один за другим появляются новые дома, должен расти не только вширь и ввысь, но и вглубь. К тому же центр Ярославля включен в зону ЮНЕСКО, а значит, там строительство и вовсе запрещено. Для сооружения магазинов, парковок в центральной части города места не найти. Но тогда на письмо Юрия Михайловича не ответили. Спустя какое-то время архитектор обращался к городским властям еще раз, но тоже безрезультатно.
– В нашей местности есть два распространенных способа строительства подземелий. Первый напоминает обустройство колодцев: кладется бетонное кольцо, внутри выкапывается земля, ставится сверху второе и так далее. Второй метод – «стена в грунте». В земле бетонируют одну сваю, рядом другую, пока не выстроится весь периметр подземного сооружения, – рассказывает Юрий Придатко.
Но оба варианта нельзя использовать в городе. Неизвестно, как отреагируют старинные здания, если рядом начнут забивать сваи.
Представьте две картонные коробки, поставленные одна на другую. Так же и дом с фундаментом. Если под первую коробку положить две линейки, установить конструкцию на столбики, нижняя коробка уже не нужна, так как верхняя держится на линейках и опорах, а под ней – свободное пространство.
Примерно так Придатко и решает проблему замены фундамента в реальных сооружениях, где вместо линеек – металлические балки. Важно только, чтобы опоры имели общую ось и могли держать большой вес. Для этих целей Юрий Михайлович изобрел специальные сваи, при установке одной на другую они соответствуют друг другу с миллиметровой точностью.
Благодаря такой «подмене» фундамента здание можно поднимать и опускать на разную высоту. Например, дом построили в месте протекания грунтовых вод, отчего строение постоянно отсыревает. Если фундамент поднять, вода пройдет под ним. Процедура эта сложная, но осуществимая. В 1978 году Юрий Михайлович присутствовал в Москве при поднятии большого здания и переноса его на десяток метров в сторону.
Кстати, два студента архитектурно-строительного факультета ЯГТУ посвятили свои дипломные работы обустройству подвальных помещений в зданиях на улице Кирова. Исследовались дома, где расположены ювелирный магазин и подразделение МЧС. Один из дипломников выступил со своей работой на молодежном форуме, проходившем на озере Селигер. Разработки нашего земляка понравились министру спорта России Виталию Мутко.
Оптимальный вариант, по мнению Придатко, – вести строительство подземных парковок под пустующими объектами. Например, под зданием на Советской площади, где раньше располагалась областная дума, теоретически можно построить огромную парковку.
Можно использовать подземное пространство и под площадями города. Стоимость обу-
стройства одного подземного квадратного метра 12 – 15 тысяч рублей, что в 3 – 4 раза дешевле наземного. Каждый новый этаж под землей ведет к удорожанию на 30 процентов.
Кстати, строительство подземных объектов экономит не только свободное пространство. Зимой температура воздуха в нашей полосе может доходить до минус 20 – 30 градусов. Под землей же температура стабильная – 12 – 15 градусов тепла, поэтому нет нужды обогревать машины.
В 1994 году Юрий Придатко создал организацию, куда вошли преподаватели и студенты архитектурно-строительного факультета ЯГТУ. Компания приняла участие в обследовании, проектировании, строительстве, реконструкции более 220 крупных промышленных и гражданских объектов. И вот на базе этой фирмы Юрий Михайлович пробовал создать строительную ассоциацию.
– Я пытался объединить проектировщиков, умеющих рассчитывать подземные сооружения, производителей материалов и специалистов, которые выполняли бы работы. Оказалось, найти профессионалов очень трудно. Например, в США самая высокооплачиваемая профессия не врач или юрист, а именно специалист по подземному строительству, – рассказывает декан архитектурно-строительного факультета ЯГТУ.
Но проблема не только в нехватке квалифицированных строительных кадров. Не удалось найти и тех, кто бы мог производить придуманные Придатко сваи и бетон. Юрий Михайлович хотел бы все-таки обсудить тему создания подземных сооружений с руководителями города и области. Ярославлю нужны парковки. Есть и специалисты, готовые справиться с задачами.
Но даже если отклика от властей не будет, Юрий Михайлович не собирается бросать свои исследования. Он планирует и дальше разрабатывать оригинальные строительные технологии и хотя бы экспериментально внедрять их в практику. А еще декан может передавать свой опыт и знания молодому поколению архитекторов и строителей в надежде, что им повезет решать сложные, но интересные технические задачи по переустройству подземного пространства нашего древнего Ярославля.
ФОТО автора
Комментарии