16:37
суббота,
14 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 июля 2010

Приключение «электроника»

Полгода в Ярославле работают электронные проездные билеты. Насколько они себя оправдали и чего стоит ждать в будущем?

Считаем льготников и зайцев
– После первых месяцев введения электронных проездных выручка от проданных билетов выросла почти на 50 процентов. Большую часть дохода принесли те люди, которые раньше ездили по поддельным проездным – на помощь «зайцам» приходили цветные принтеры и ксероксы, – говорит начальник комитета по транспорту и связи мэрии Ярославля Александр Болтовнин.
То, что транспортные зайцы грызут «морковку» городского бюджета, секретом не являлось, но в каких масштабах – никто не знал. А вот когда стали считать проданные билеты, то были шокированы. Если раньше, до введения электронных проездных, продавалось в среднем 28 тысяч билетов на все виды транспорта, то сейчас – 33 тысячи. Эти лишние 5 тысяч, скорее всего, приобрели бывшие «зайцы», которые были вынуждены легализоваться. Но это данные на июль, когда студенты и школьники на каникулах, а многие горожане уехали из Ярославля. Так что, по самым скромным подсчетам, транспортные пираты приносили ущерб в 1 – 2 миллиона рублей в месяц.
Но главной целью перехода на электронный проездной был учет граждан, пользующихся льготами. В Ярославле очень много льготников федерального значения, и городской транспорт перевозил их бесплатно – Москва должна была компенсировать такие поездки. Но так как подсчитать, сколько человек наездил за месяц, было невозможно, платили федеральные власти исходя не из реальных показателей, а применяя для расчета некую формулу. Результат таких вычислений – не в пользу региона. Предположительно, Ярославлю недоплачивали около 100 миллионов рублей в год. Вот почему система электронных проездных вводилась, в первую очередь, для учета поездок льготников.

Очень выгодно!
Когда выбирали систему, по которой работать ярославским транспортникам, то ездили по разным городам, где уже был опыт оплаты проезда по безналу. Попутно определяли отечественные фирмы, являющиеся производителями оборудования для работы с электронными проездными. Российских производителей такого оборудования оказалось только два. Ярославцы выбрали петербургскую фирму. К тому же предприятие готово было дать кредит в 26 миллионов рублей на два года. Ставка на Петербург оказалсь выигрышной – уже первые месяцы работы показали, что кредит окупится за год на одних только доходах от легализованных «зайцев», а потом начнет приносить доход, который пойдет на содержание транспорта. А ведь здесь еще не учитывались те суммы, которые город начнет получать от федералов, когда тем предъявят счета за перевозимых льготников.
А сколько уже сегодня экономится денег! Практически не надо больше тратиться на типографские услуги, хранение билетов, их учет. Кстати, себестоимость электронного проездного всего 40 рублей. Но им можно пользоваться 10 лет – производитель дает гарантию на 120 месяцев его работы. Ежемесячный же бумажный проездной обходится казне около рубля.

Проездной – как удостоверение личности
«Электроник» внедрялся не просто. Дело в том, что школы города имеют муниципальное подчинение, и они законопослушно представили в «Яргортранс» списки учеников, желающих приобрести проездные. Поэтому транспортники смогли заранее вписать в проездные фамилии детей. А вот вузы имеют федеральное подчинение, и собрать с них такие списки оказалось делом неподъемным. Получилось, что студенты, вместо того чтобы получить документ у себя в вузах, пошли в «Яргортранс». Правда, в следующем месяце все эти недостатки учли и выделили больше сотрудников для выдачи студенческих проездных. К тому же тем, кто уже получил электронные карточки, стоять в очереди не нужно – они просто пополняют свой счет в городских пунктах продажи проездных. Кстати, вскоре можно будет пополнить счет через банковские карточки или терминалы самообслуживания.
Еще одна хорошая новость: в электронный проездной можно будет впечатать фотографию и он заменит паспорт или студенческий, которые до недавнего времени нужно было носить с собой. Услуга обойдется в 50 рублей.

Тарифы бывают разные
Валидатор способен различать до 200 тарифов. В Петербурге, когда программировали его память, удивлялись: зачем так много? А ярославцам нравится – сегодня проездных в городе уже 27 видов: школьные, студенческие, для обычных граждан, а также проездные рабочего дня, единые, двойные... В будущем тарифов станет еще больше. В память электронного проездного можно записать практически что угодно! Допустим, внести сведения, что билет будет работать в режиме «два через два». Рассматривается вопрос о введении единых электронных проездных по всей области. А значит, можно будет перепрограммировать свой билет для поездок в Рыбинск или Тутаев.
Уже сейчас электронные проездные дают горожанам существенную экономию. Например, проездной билет рабочего дня на один вид транспорта стоит 360 рублей, два (допустим, на троллейбус и автобус) будут стоить 720 рублей. Но если приобрести один электронный проездной на два вида транспорта сразу, это обойдется на 200 рублей дешевле. Уже сейчас в тестовом режиме разрешен к применению тариф «Электронный кошелек»: вы можете положить на свой проездной любую сумму и ездить с ним, пока деньги не закончатся.

Сначала троллейбусы, а потом – маршрутки
Есть большая вероятность того, что следующим шагом будет появление электронных билетов на маршрутках. Уже сейчас владельцы маршрутных такси звонят и узнают, на каких условиях и где они могут приобрести такие билеты. Дело в том, что хозяева маршруток страдают от нечистых на руку водителей и кондукторов и им очень удобно было бы отодвинуть их от наличных денег и билетов – в маршрутках вполне может работать система стационарных валидаторов. Они позволят точнее учитывать поссажиропоток. У городских властей на руках будут реальные цифры, что станет веским аргументом против неоправданного повышения стоимости проезда в таком виде общественного транспорта.
Кстати, в Ярославле несколько лет назад хотели ввести электронные билеты и турникеты в автобусах, но идея эта не прижилась. Турникеты очень неудобны: вариант – входить через открытую переднюю дверь – сильно замедляет посадку. Есть еще предложение – укрепить валидатор внутри автобуса, тогда сознательные граждане должны будут сами подносить свои проездные к считывающему устройству. А на входе придется поставить датчики, и водитель будет видеть, сколько вошло людей и сколько – проезд оплатило. Если цифры не совпадут, то можно сделать объявление по громкой связи. Если же и это не поможет, придется вызывать мобильную группу с милиционером, которая выпишет штраф «зайцам».
Но пока для пассажиров автобусов и троллейбусов, вероятно, такая система слишком сложна, и лучше кондуктора с валидатором на плече никого нет. А вот в маршрутках, где народ добровольно передает деньги на проезд через весь салон, можно попытаться ввести самостоятельную оплату проезда. Но в любом случае это произойдет не раньше 2011 года.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать