20:44
четверг,
25 апреля 2024 г.
15.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
16 августа 2011

Прокурор Ярославской области Алексей АЛЕКСЕЕВ: Отставка не планируется

Буквально на днях подведены окончательные итоги внеплановой комплексной проверки Ярославской областной прокуратуры, которую в течение двух недель осуществляла комиссия из Генеральной прокуратуры России. Слухов и во время проверки, и по ее завершении ходило довольно много, поэтому мы обратились к прокурору Ярославской области, государственному советнику юстиции 3-го класса Алексею Васильевичу АЛЕКСЕЕВУ с просьбой об интервью, чтобы узнать об итогах проверки из первых уст.

– Алексей Васильевич, говорили, что вас на время проверки отстранили, утверждая, что это, мол, обычная для таких проверок практика…
– Это слухи, никто меня не отстранял, и практики такой тоже не существует. В соответствии с действующим законодательством областного прокурора могут отстранить только в двух случаях: на время служебной проверки или в связи с возбуждением уголовного дела. Ни того, ни другого не было.

– Сегодня уже можно сказать, чем была вызвана столь серьезная внеплановая проверка Ярославской прокуратуры?
– Сейчас я уже могу сказать, что в период с 11 по 25 июля комиссия из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе 33 человек осуществляла комплексную проверку деятельности прокуратуры Ярославской области по различным направлениям. Большое внимание проверяющие уделили вопросам контроля аппарата за работой горрайпрокуратур. А что значит комплексная проверка? Члены комиссии выходили во властные структуры, в правоохранительные и контролирующие органы.
Замечу, что столь масштабной проверки в Ярославской области не было более 20 лет. Что касается количества проверяющих, это на самом деле не так много, первоначально планировался приезд комиссии из 50 сотрудников Генеральной прокуратуры.
Причина проверки? На мой взгляд, это необходимость для Генеральной прокуратуры получить объективную информацию о том, насколько территориальные прокуроры в состоянии решать поставленные перед ними задачи. Существует практика плановых проверок. Но это дает возможность на местах тщательно подготовиться. И естественно, внеплановая проверка такой возможности не дает.

– Самый главный, наверное, на сегодня вопрос: каковы итоги этой проверки?
– По результатам проверки была подготовлена справка и докладная записка на имя генерального прокурора Юрия Яковлевича Чайки. В прокуратуре области также состоялась коллегия по итогам проверки. В целом работа Ярославской областной прокуратуры признана удовлетворительной. Конечно, в ходе проверки были выявлены недостатки и упущения, но – подчеркиваю это – не нарушения. Нарушений законов в ходе проверки не выявлено.

– Вы остаетесь прокурором Ярославской области?
– Да, остаюсь. Я и не планировал уходить в отставку ни до проверки, ни после. Мне нравится работать в Ярославле, и коллектив у нас замечательный. Одним словом, настрой позитивный.

– Значит, разговоры о вашей возможной отставке были не чем иным, как слухами.
– Я бы добавил – весьма преувеличенными.

– А можно сказать, какие именно недостатки и упущения в работе вашей прокуратуры выявлены?
– Характер их различный. Например, выявлены недостатки при оформлении документов гос-служащих, поступающих на работу в прокуратуру. Мы их уже исправляем.
Более серьезные замечания нам были сделаны в связи с тем, что нормотворческая деятельность и областного правительства, и областной думы не всегда соответствует действующему законодательству. Нам указано на необходимость более жесткого реагирования на выявляемые нарушения.

– Вы слабо реагировали, получается?
– Мы ограничивались информированием, специальными информационными письмами и непосредственным участием в заседаниях. Генеральная прокуратура считает, что этого недостаточно, что меры реагирования на нормотворческие нарушения с нашей стороны должны быть более активными и жесткими, вплоть до наказания нормо­творцев.

– Как ярославцы встречали столь высоких проверяющих – с должным пониманием или недоверием? Я имею в виду, конечно, те структуры и организации, где побывала комиссия из Генеральной прокуратуры.
– Я бы сказал, спокойно и достойно. И весьма открыто. Нередко сами подсказывали, где у них возникают сложные моменты при взаимодействии с областной прокуратурой. Проверяющие с радостью за это взялись и… остались очень довольны. Довольны тем, сколь серьезное внимание областная прокуратура уделяет вопросам, где есть проблемы и нарушения. Ведь цель проверки заключалась не в том, чтобы определить, законны или незаконны те или иные деяния органов власти, правоохранительных органов, а в том, как областная прокуратура осуществляет надзор за законностью, насколько прочно стоит на страже закона.

– А какие выводы сделали проверяющие о взаимодействии прокуратуры и правоохранительных органов?
– Было выявлено много нарушений в работе следственных органов, органов дознания правоохранительных структур Ярославской области. Выявили их сами проверяющие, а к нам были претензии, почему мы в полном объеме эти нарушения не выявили сами.

– И почему?
– В текущей работе мы, конечно, эти нарушения сами выявляем. Так, например, в первом полугодии 2011 года органами внутренних дел Ярославской области было отказано в возбуждении уголовных дел по 35 тысячам фактов. А органы прокуратуры отменили постановления об отказе в возбуждении уголовных дел в 17 тысячах случаев, то есть фактически половины. Проверяющие изучили несколько тысяч материалов и нашли еще 366, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела и где прокуратура не среагировала на необоснованные постановления об отказе.

– А с чем связаны отказы в возбуждении уголовных дел?
– Сейчас практически никто этого не делает умышленно. Но есть разные причины, в том числе и человеческий фактор. Например, пропал человек, заявление родственниками написано, но правоохранительные органы не увидели в обстоятельствах ничего криминального и в возбуждении уголовного дела отказали. Прокуратура отменяет постановление, и материалы направляются на дополнительную проверку, по результатам которой либо дело возбуждается, либо вновь отказывается в возбуждении.

– По результатам проверки кто-­то уже понес наказание?
– Те, у кого выявлены серьезные недостатки, например в прокуратуре Ленинского района Ярославля. Некоторые лица уже привлечены к дисциплинарной ответственности.

– Алексей Васильевич, а что вы можете сказать по факту самоубийства начальника управления Генеральной прокуратуры Вячеслава Сизова. Сейчас уже не секрет, что он как раз и должен был возглавлять бригаду проверяющих в Ярославле?
– По факту смерти Вячеслава Викторовича Сизова возбуждено уголовное дело, которое расследует следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета РФ. Я надеюсь, что в ходе расследования будут установлены все обстоятельства гибели Сизова.
Действительно, планировалось, что комиссию Генеральной прокуратуры, направляемую в Ярославль, должен был возглавить Сизов.

– Во время проверки Ярославская прокуратура работала в обычном режиме? Также принимали граждан?
– Безусловно. Более того, был организован прием граждан сотрудниками Генеральной прокуратуры. На прием приглашались все желающие, и особо те, кто был по каким­-то причинам не удовлетворен ответом областного прокурора.

– Одним словом, прокуратура остается гарантом защиты прав граждан, и в прокуратуру могут обращаться все те, кто не нашел помощи в других инстанциях?
– Во всяком случае мы делаем все возможное, чтобы стоять на страже закона и защиты

Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать