18:17
пятница,
29 марта 2024 г.
8.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
21 ноября 2012

Рейтинг как повод задуматься

Количество абитуриентов в ярославских вузах, признанных неэффективными, может быть снижено, а государственное финансирование таких высших учебных заведений уменьшено. Об этом заявил Виктор Костин, заместитель губернатора области.


На минувшей неделе в Министерстве образования и науки прошло заседание межведомственной комиссии, на которое были приглашены представители регионального правительства. Речь шла о дальнейшей судьбе вузов, попавших в список неэффективных. Напомним, по версии главного образовательного ведомства, к ним причислены ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, технический университет и сельхозакадемия. Как заявил Виктор Костин, который принял участие в работе комиссии, область сегодня заинтересована в сохранении всех вышеперечисленных учебных заведений, поэтому до декабря совместно с ректорами вузов будут выработаны механизмы, позволяющие это сделать. В то же время он негативно оценил предложения некоторых общественных организаций вывести на митинг студентов и преподавателей и таким образом попытаться повлиять на решение министерства.
– Это неприемлемая позиция. Да, мы заинтересованы в сохранении высшей школы на территории Ярославской области, причем не только в сохранении, но и в модернизации, поэтому мы протянем ей руку помощи. Однако, как бы ни сложилась ситуация, студентам, которые уже учатся в вышеперечисленных вузах, не надо переживать, они в любом случае смогут завершить свое обучение, – пояснил Виктор Костин.
В то же время заместитель губернатора добавил, что обнародованный рейтинг вузов – это «повод задуматься, как они будут функционировать дальше». Ведь выпускники всех высших учебных заведений должны соответствовать тем требованиям, которые сегодня предъявляет рынок труда, и быть востребованы работодателями.
С этим спорить сложно, однако вот что настораживает: главными критериями успешности вуза, а стало быть, его студентов, по версии отечественного Минобрнауки, являются вовсе не квалификация и уровень востребованности на рынке труда, а… средний балл ЕГЭ, который показали абитуриенты, поступившие в тот или иной вуз. Правда, смотрят еще на финансовую сторону вопроса, но не столько в плане эффективности научных разработок, показанных сотрудниками вуза, сколько в аспекте «практическом», например, подсчитывают число иностранных студентов, обучающихся в вузе, или количество квадратных метров в пересчете на одного учащегося.
Буквально на днях депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия» предложили ввести еще один критерий эффективности деятельности вуза – число студентов, обучающихся на внебюджетной основе. Как пояснил один из авторов поправки Александр Хинштейн, «когда студент или его родители голосуют рублем, это главная оценка того, что вуз благополучный, поскольку в «шаролитейный» никто за деньги отдавать своего ребенка не будет».
Вывод, на наш взгляд, весьма спорный, хотя бы потому, что в провинции родители стремятся по ряду причин, в том числе и финансовых, свое чадо не отпускать далеко от дома. И здесь надо сказать правду – провинциальный вуз в нашей стране во многом решает еще и социальную задачу, он попросту способствует занятости молодежи самого взрывоопасного возраста – от 18 до 22 лет.
Другое дело, что государству все сложнее финансировать эти самые «социальные инкубаторы», в которых доращиваются его молодые граждане. Значит, реформа высшей школы неизбежна. Это понимают многие, в том числе и ряд опрошенных нами экспертов, которые не склонны драматизировать сложившуюся вокруг вузов ситуацию.
– Я не вижу трагедии, если на смену педагогическим вузам в России придут классические университеты, – говорит Сергей Терех, директор департамента образования мэрии Ярославля. – Откровенно говоря, сегодня отечественную систему педагогического образования спасают отраслевые колледжи, которые четко заострены на профессию. Именно их выпускники приходят работать в школы и детские дошкольные учреждения, в то время как те, кто окончил педвуз, предпочитают в подавляющем своем большинстве искать работу не по специальности. Оптимальной, на мой взгляд, будет такая система подготовки учителя, когда выпускник педагогического колледжа, работая в школе, продолжает учебу в классическом университете.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать