Родных корней таинственная связь
Сегодня за чашкой чая мы беседуем с Юрием Ивановичем Аруцевым (на снимке). Обладатель многих талантов – врачэксперт высшей категории, художникграфик, монограммист, преподаватель каллиграфии, поэт и новеллист, четверть века назад он решил заняться историей своего рода. В 2001 году презентация его исследований, посвященного своей семье, возымела эффект самый неожиданный. В городе возникло Ярославское историкородословное общество (ЯрИРО), ныне одно из крупнейших в стране.
– Юрий Иванович, расскажите, пожалуйста, о создании родословного общества чуть подробнее?
– В 2001 году я представлял свой opus magna (труд своей жизни) «Родных корней таинственная вязь. Родословная книга Аруцевых» в Московском доме национальностей. По дороге в Ярославль ко мне и пришла идея. До сих пор меня удивляет, что она получила такую мощную поддержку среди наших блистательнейших умов – родословов, историков и краеведов. Александр Пенкин, Нина Мальцева, Ирина Блохина, Наталья Обнорская – без их участия вряд ли бы у меня что-нибудь вышло. Их умение помочь, научить, подтолкнуть в нужном направлении, не задевая ничье самолюбие, достойно всяческого уважения. Благодаря им у нашего общества сложились прекрасные отношения с ярославскими архивами. Между прочим, это большая редкость для родословных обществ. Ведь обычно начинающий родослов приходит в архив без понимания, что это фактически режимное предприятие, на попечении которого государственные тайны, а значит, здесь соответствующие требования к работе с документами. Отсюда – неадекватность новичка и завышенные требования. Нам этого удалось избежать.
Очень хорошие отношения у нас и с Ярославским государственным музеем-заповедником. И вот результат совместных усилий всех членов общества, поддержки государственных учреждений: сейчас мы представляем собой одно из крупнейших родословных обществ страны. У нас 18 направлений работы: от взаимодействия с органами власти до детских садов. Обращаясь к внутренним проектам общества, стоит упомянуть наш альманах и, конечно же, форум! По отзывам, это один из лучших профильных форумов в стране, за что большое человеческое спасибо его основателям – Александру Пенкину и Евгению Воронину.
– А как стать членом родословного общества?
– Членом ЯрИРО может стать каждый – это если вы хотите собственнолично способствовать развитию ярославского родословия, хотя бы консультируя новичков по методологии исследований. Выйти на нас легко: можно воспользоваться контактами на сайте, взаимодействовать через форум. Или посетить заседание в музее-заповеднике – третья суббота каждого месяца. Сколько всего человек за эти полтора десятилетия мы поддержали в благом пути родословных исследований, счесть невозможно. Скажу так. Методология родословных исследований требует заполнения опросного листа. За первые два года существования общества их было роздано около тысячи.
– Расскажите, пожалуйста, о методике для тех, кто хочет разобраться в своей родословной самостоятельно.
– Общая схема родословного исследования укладывается в четыре этапа. Первый – сбор материала. Здесь необходимо работать отдельно по линии отца, отдельно – по матери, изучить историю отчего дома, семейных реликвий, исторические справки интересующих периодов, определиться с помощниками и источниками получения информации. Второй этап – аналитическая работа. Нужно просмотреть все полученные материалы, систематизировать и ознакомить с ними родственников: чтобы внести уточнения в рабочую родословную схему. На третьем этапе составляется родословная схема. Все сведения вносятся в компьютерную базу данных (можно, например, работать в Экселе) и еще раз проверяются исследователем – уже на более высоком уровне. Четвертый этап: описание источников, формулировка выводов и – оформление работы, подготовка ее к публикации. Конечный результат может быть в виде фильма, книги, рукописи, как вам и вашим родственникам больше нравится.
– Юрий Иванович, как так получилось, что вы, человек, всю жизнь проработавший в медицине, увлеклись генеалогией? Какова ваша история?
– Родословием я занялся более 20 лет назад, когда наметились рубежи жизни отца. Иван Лазаревич Аруцев, офицер флота, майор артиллерии, прошел всю Великую Отечественную войну, имел ранения, о нем много писали во фронтовых газетах – все это хранится у меня в архиве. Тогда, в 1987-м, папа не знал, что уходит из жизни. Я же, как врач, был в курсе. Возникла какая-то идея, спонтанная или не очень, составить историю семьи, отца. Наверное, замысел все-таки был подготовлен – родителями, друзьями семьи, теми взрослыми, что нас окружали, формировали наши с братом личности.
Отец с пристрастием относился к тем, кто переступал порог нашего дома. Случайные люди к нам не приходили – только те, кто мог позитивно на нас повлиять. Это флотские товарищи отца, с которыми он вместе воевал на Балтийском флоте, прошел финскую войну и всю блокаду Ленинграда. Из бесед друзей, навеянных знаковыми датами, я узнавал историю своей семьи. Отец считал днем прорыва блокады не 27-е, не 30-е, а именно 18 января, когда разорвали кольцо. Для него это был день всех дней. Всегда накрывали стол, приглашали нас, детей. И в окружении семьи, боевых товарищей, в атмосфере духовной близости вокруг нас гиацинтовой лентой струились воспоминания: о войне, о фронтовой славе родственников, о прошлом.
– Именно тогда, в детстве, вы решили для себя описать историю своего рода?
– К сожалению, осознанным это решение стало только под конец жизни отца. Исследование было уникальным в том плане, что у нас в семье не сохранилось никаких бумаг. И свою методику родословных исследований я разрабатывал как вариант при отсутствии архивных записей. Ведь многие семейные реликвии были уничтожены при советской власти. Например, весь фотоархив – отца и мамин. Мы никогда не хранили ни фотографии, ни тем более письма. Наш почтовый ящик постоянно обворовывали.
Очень помогли родственники в Боржоми. По моей просьбе прислали родословную схему: частью – документы о рождении, в основном – устные рассказы. Всей семьей в 12 – 15 человек эту родословную схему уточняли, выверяли. Сам факт, что родственники включились в эту работу, отозвались, дорогого стоит. Многие за эти двадцать лет уже ушли из жизни. Но все, что они мне прислали, бережно хранится в архиве.
– И что же интересного там находится?
– Когда мы занимаемся историей семьи, мы изучаем истинную историю через письма, переписку, уклад, быт, одежду, взаимоотношения родственников – плохие или хорошие. Через родословие можно понять, кто мы такие, что нами движет, какая уникальная черта принадлежит конкретному человеку, а какая свидетельствует об общности – порой даже большей, чем этнос или социальный класс. Например, я долго не мог понять, как богатый род моего отца пересекся с бедным родом моей матери, каковы были основы этого объединения?
Аруцевы богатели, род Сверидзе затухал. Отчетливо видна по фотографиям совершенно разного уровня обстановка в их домах. Аруцевы – армяне, богатая купеческая фамилия. Дедушка и двоюродный дедушка были очень состоятельными людьми: с санкт-петербургским и тбилисским коммерческим образованием, владели несколькими торговыми заведениями.
Помню, как мы с моим старшим братом Валерой отказывались от наследства в Грузии в пользу нуждающихся родственников из Боржоми. Узнал, что и отец отказывался в пользу своих сестры, брата и племянника одновременно. Что дедушка и прадедушка отказывались в пользу своих братьев. Не повезло тем с деньгами, попали в сложное положение – пусть будет где пожить, на что пожить.
– А ваша жена откуда?
– Она русская. Когда я разбирал этнический состав нашей семьи, в роду оказалось восемь национальностей: немцы, айсоры, грузины, армяне, евреи, русские, есть даже один адыгеец, а бабушка моя – украинка. Весь двадцатый век армянский род Аруцевых сплошь женился то на грузинах, то на русских. Мамин род – грузинский, сплошь женат и замужем за армянами и русскими. Вот как перемешались армянские, грузинские и русские рода!
Занятие родословием предоставляет доступ к невероятному объему знаний. Занимаясь генеалогией или родословием, мы начинаем изучать национальный костюм, традиции и обычаи, фотографию, нумизматику. Мы занимаемся статистикой как наукой – проводим статистическое исследование, кто в роду и как стал формировать династии. Хотим мы того или нет, приобщаемся к биологической составляющей – например, узнаем о наследственных болезнях. Мы соприкасаемся и с политическими явлениями, экономикой семьи и страны. Это бесконечный процесс.
Алексей СЫРЦОВ
Фото автора
КСТАТИ
Если вас заинтересовала тема составления своей родословной, но вы
не знаете, с чего начать, обратиться за помощью можно в Ярославское историко-родословное общество:
Евгений Воронин
(член совета общества), тел. 8-910-665-0102.
Также можно обратиться за консультацией
в Государственный архив Ярославской области
по адресу: ул. Советская, д. 68. Телефон для справок 73-66-61.
Комментарии