16:30
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
30 августа 2011

Рынок труда: мифы и реальность

Найти работу – не проблема. К такому выводу можно прийти, пролистав пару специализированных газет с объявлениями о трудоустройстве и прогулявшись по таким же тематическим сайтам. Но насколько реальны предложения работодателей?

Самые востребованные кадры
Ярославская область по показателю занятости населения всегда считалась благополучным регионом. Например, до кризиса, по данным Ярославского центра занятости, безработицы в городе почти не было – нетрудоустроенными оставались всего каких­-то пол-процента трудоспособного населения. Похожая картина была и в области. В 2009 году, в самый разгар кризиса, безработица выросла почти до двух процентов. Но уже к началу 2011 года ее уровень вновь вернулся к докризисным показателям.
Однако проблемы все­-таки есть. По словам руководителя городского центра занятости Олега Кабанова, на бирже труда в данный момент зарегистрировано 5,4 тысячи безработных, при этом свободных вакансий – 4 тысячи.
– Такая картина – следствие диспропорций на рынке труда, – поясняет Олег Кабанов. – После каждого сокращения на ОАО «Автодизель» на биржу приходит большое количество инженеров и рабочих-­станочников. Впрочем, спрос на последних обычно высокий, и поэтому долго без работы они не сидят. Бухгалтерам и юристам трудоустроиться сложнее. Другая диспропорция заключается в том, что большинство вакансий относится к категории неквалифицированного и низкооплачиваемого труда – работодателям требуются сторожа, дворники, посудомойки, уборщицы… Безработные поначалу отказываются от таких рабочих мест, а если потом и соглашаются, то скрепя сердце.
Просмотр объявлений подтверждает эти слова. Также всегда нужны продавцы. Предлагают им обычно тысяч 10 в месяц, а точнее, 1000 рублей за смену. Причем смены на каждом предприятии торговли разные. Гдето эту самую тысячу дают за суточное дежурство при графике сутки через двое, где-­то смены по 12 часов. Больше «десятки» платят в крупных торговых сетях. При этом текучесть кадров в торговле огромная.

Работа для спецов
По словам руководителя центра содействия занятости студентов и выпускников ЯрГУ им.Демидова «Исток» Сергея Головчинова, практически все выпускники университета сразу находят работу. При этом молодые специалисты по информационным технологиям даже и слышать не хотят о зарплатах менее 20–25 тысяч. У выпускников других факультетов запросы поскромнее. Они, бывает, соглашаются и на 10–12 тысяч в месяц. Поскромнее и выпускники ЯГПУ им.Ушинского. Как сообщил нам проректор этого вуза Владимир Завойстый, две трети выпускников трудоустраиваются в сфере образования – в школах или детских садах. А там и 10 тысяч зарабатывает далеко не каждый. А вот большинство студентов политехнического начинают свою трудовую деятельность уже на третьем­-четвертом курсе вуза – приходят куда-нибудь на практику и закрепляются там.
По словам проректора ЯГТУ Алексея Маланова, больше всего востребованы специалисты по информационным технологиям. Спрос на инженеров машиностроения после небольшого перерыва начал восстанавливаться. Специалисты в сфере природопользования с трудом находили работу лет пять назад, но сейчас они трудоустраиваются на базах отдыха, в частных охот-хозяйствах и рыболовных хозяйствах, количество которых в последнее время растет. Химики­-технологи всегда входили в пятерку самых востребованных специалистов. Трудоустраиваются и молодые специалисты транспорта, энергетики или строительства, которых также выпускает ЯГТУ.
Катастрофически не хватает в Ярославле рабочих кадров – газоэлектро-сварщиков, кровельщиков, автослесарей, а также станочников – токарей, фрезеровщиков. Эти специалисты постоянно требуются на предприятиях, в сфере ЖКХ, в автосервисе. Подобная картина наблюдается во многих российских регионах – рабочие специальности сегодня не престижны, к тому же эта работа довольно тяжелая и часто связана с вредными условиями труда.
Что касается наиболее популярных профессий, то высокий спрос в Ярославле на энергетиков, тепло-энергетиков, электриков, специалистов в области телекоммуникаций, связи, электронных охранных систем. Много требуется программистов. Ощущается нехватка инженеров­-проектировщиков, инженеров­-конструкторов. В начале 90х годов немало проектных институтов развалилось, инженеров пачками отправляли на пенсию или сокращали. Они от безысходности подавались в «челноки», в торговлю. Теперь спрос на инженеров снова растет, а специалистов на сегодняшний день мало. Как правило, это либо те, кому за 50, либо, наоборот, молодежь без опыта работы. Но работодатели охотно принимают и тех и других. Всегда есть работа и для водителей с личным автомобилем. Можно стать таксистом, экспедитором, курьером.

Лидер рейтинга
Ну а больше всего вакансий по специальности «менеджер продаж». В рыночной экономике продавец, обеспечивающий хороший сбыт, – ключевое звено на любом предприятии.
Однако искусство продавать дается далеко не всем. Тут многое зависит от склада характера. Эта работа требует напористости, умения расположить к себе клиента, «заговорить» его. Тут часто преуспевают «хвастуны» – люди уверенные в себе, энергичные, отчасти даже нагловатые и умеющие, что называется, пустить пыль в глаза. Причем таким удается расхвалить не только свой товар, но заодно и себя самого. Поэтому они быстро делают карьеру и, поднимаясь по служебной лестнице, частенько становятся топ-­менеджерами и даже директорами.
Кстати, любопытный факт. На вопрос, кого труднее всего трудоустроить, все кадровики, улыбаясь, отвечают:
– Коммерческого директора!
А на вопрос, какого специалиста труднее всего подобрать для предприятия, ответ точно такой же:
– Коммерческого директора.

Сетевой маркетинг
Особняком стоит выделить приглашения поучаствовать в сетевом маркетинге. Как правило, такие предложения замаскированы туманными словами «помощник руководителя», «офисный сотрудник», «работа с кадрами», «менеджер». Зарплату обещают высокую – 30, 50, а то и 70 тысяч в месяц. Ограничений по возрасту или образованию никаких!
И действительно принимают всех. Только соискатель, придя на собеседование, бывает неприятно удивлен, когда видит, что на это же время назначено еще двум десяткам безработных. Тут же следует вводный обучающий курс из нескольких лекций, в ходе которого соискатель уясняет, что ему предстоит заняться продажей каких­-нибудь чудодейственных биодобавок или косметических средств. Лекции как раз и посвящены разъяснению этих чудодейственных свойств. Ну а по их окончании новоиспеченным сотрудникам предлагается, во-первых, купить препараты, для того чтобы испытать их на себе или иметь при себе образцы, а во-вторых, начать немедленно публиковать объявления о приеме на работу, то есть вербовать новых «сотрудников» в свою собственную группу.
– Я еще во время лекций поняла, что дело бесперспективное, – говорит безработная Татьяна Аникина. – Потому что сразу подсчитала: для того чтобы регулярно принимать такие биодобавки, нужно тратить на них 100–200 рублей в день. Много ли таких, кто может себе это позволить?
К сетевому маркетингу часто прибегают и страховые компании. Они принимают в страховые агенты абсолютно всех. В первые месяц­-два новый сотрудник уговаривает застраховаться своих родственников и знакомых. И, бывает, неплохо на этом зарабатывает. Потом круг друзей заканчивается, а уговорить застраховаться незнакомого человека гораздо труднее. В результате заработки падают и человек бросает эту работу. Руководители же страховой компании остаются в выигрыше – ведь несколько новых клиентов они все­-таки получили. Когда срок страховки будет подходить к концу, они позвонят этим клиентам и предложат им продлить договор страхования. Таким образом, система изначально рассчитана на постоянное обновление штата.

Не желаете на вахту?
Особая категория объявлений о вакансиях – те, что предлагают работу вахтовым методом в Москве или где­-нибудь на Севере. Зарплаты здесь просто сказочные. Но клюют на это немногие. Во­-первых, далеко не каждый может на несколько месяцев оставить семью. Во-­вторых, люди опасаются обмана со стороны работодателя. Пообещают, мол, золотые горы, а потом заплатят в десять раз меньше или не заплатят вообще.
Однако некоторым людям действительно удается заработать очень приличные деньги. Вот что рассказал нам 50летний Александр Пискунов, в недавнем прошлом учитель одной из сельских школ.
– Впервые я поехал работать подсобным рабочим на стройку под Санкт-Петербургом во время летнего отпуска. Тоже опасался, что обманут, но решил попробовать. За лето заработал столько, сколько в школе зарабатываю за год. Теперь я из школы уволился вообще и каждый год в начале мая уезжаю на заработки. В нашем поселке сформировалась более или менее постоянная бригада, мы едем сразу группой обычно к уже знакомым нам работодателям, так что риск обмана минимальный. Возвращаемся назад к началу ноября с крупными суммами – тысяч по 200–300 у каждого. Всю зиму сидим дома, отмечаемся на бирже, а по весне снова отправляемся в Питер. Одно время думали, не поехать ли на олимпийские объекты в Сочи, но решили не рисковать – в Питере­-то у нас контакты уже налаженные.
В заключение остается добавить, что на каждом интернет-ресурсе и в каждой газете свой подход к приему объявлений от работодателя. Некоторые, прежде чем публиковать объявление о вакансии, требуют от работодателя подробные сведения о себе, а подчас и документы. Тем самым они отсекают недобросовестные предложения сетевиков и фир-моднодневок. Другие печатают все подряд – здесь риск наткнуться на «нехорошего» работодателя гораздо выше. Ну а самые надежные предложения работы, конечно же, в центре занятости. Но высокие зарплаты там вам вряд ли предложат.

Автор: Олег БУРМИСТРОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать