12:01
вторник,
23 апреля 2024 г.
8.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 июня 2010

Шедевры иконописи – в Ярославле

«Золотой век Ярославля» – под таким названием в художественном музее открылась уникальная выставка. Из 91 представленной на ней иконы 44 никогда и нигде не выставлялись. И ярославцы их увидели впервые. Для жителей нашего города выставка «Золотой век Ярославля» – драгоценный подарок к тысячелетию.

Бесценные сокровища из коллекции музея заняли почти все залы третьего этажа. Открывают выставку иконы XVII века – времени наивысшего расцвета ярославского иконописного искусства. Именно тогда в древнерусском городе сложилась школа иконописи со своим стилем.

Здесь что ни памятник, то шедевр. Посетителей встречает Архангел Михаил – большая икона, написанная на рубеже XVII – XVIII веков. Образцом для нее послужил лик, написанный, по преданию, в 1300 году по заказу княгини Анны, супруги Федора Черного, для княжеского храма во имя Архангела Михаила – того самого, что и по сей день стоит рядом со Спасским монастырем. Древний образ находится ныне в Третьяковской галерее. Когда там выставлялись ярославские иконы, то два образа Архангела Михаила – старинный и более поздний – расположили рядом, наглядно показав сохранение иконописной традиции у ярославских мастеров.

Поражает своими размерами и монументальностью икона «Страшный суд». Событие вселенского масштаба передано во всех подробностях. Эту икону отреставрировали буквально перед открытием выставки. Как и другую, на которой изображен редкий образ первомученика Стефана со сценами жития.
Другие иконы удивляют миниатюрным изображением сюжетов на клеймах. Уникальна рама, написанная для чудотворной иконы КазанскойЯрославской Богоматери, где изображен наш город в период Смуты. В средник рамы вставлена икона первой половины XVII века, поскольку древний чудотворный образ Казанской Божией Матери, ставший знаменем для ярославского ополчения, не сохранился.

Есть на выставке и иконы прославленных мастеров, которые работали в Ярославле в XVII веке – Семена Спиридонова Холмогорца, костромича Гурия Никитина.
До недавнего времени считалось, что золотой век ярославской иконописи закончился после XVII века. Выставка «Золотой век Ярославля» – яркое свидетельство того, что и в XVIII –
XIX веках традиция иконописи в древнем городе сохранялась и развивалась. Внешние влияния, проникая к нам, усваивались мастерами, но не нарушали ее самобытности. На иконах начала XVIII века просматривается влияние стиля барокко: обилие орнаментов, цветов, сложных архитектурных мотивов. Икона «Благовещенье» выполнена со светской изысканностью: персонажи в красиво драпированных одеяниях изображены на фоне роскошного архитектурного строения. Эффектно, с барочной пышностью, выглядит «Спас Великий Архиерей», написанный в 1747 году знаменитыми ярославскими художниками Иваном и Афанасием Шустовыми.

Впечатляют рамы – яркие живописные обрамления для икон, созданные в конце XVIII, начале XIX веков для Успенского собора. В этих рамах находились древние святыни, чтимые ярославцами. Уникальной является икона­рама с изображением ярославских князей Василия и Константина, как будто несущих икону Богоматери Ярославской – их родовую святыню и покровительницу Ярославля. Вокруг князей – витиеватые картуши, а в них – изображение чудес иконы. Автор этого монументального произведения – ярославский художник Иван Смирнов. Над иконой он нарисовал земной шар, на нем – Стрелку, Волгу и Которосль. А венчает земную сферу Успенский собор. Вот так художник передал горделивое восприятие ярославцами своей истории и культуры.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать