10:46
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
8 июня 2010

Шок – это по-­Волковски

Сезон шока и трепета – так можно охарактеризовать уходящий сезон в Волковском театре. Со сцены зрителей шокируют, и они трепещут: кто­то от восторга от нового, необычного, а кто­-то – от праведного гнева. Ведь им показывают нечто эпатажное, провокационное.

Последняя премьера театра – спектакль «Екатерина Ивановна» по одноименной пьесе Леонида Андреева в постановке режиссера Евгения Марчелли – полностью укладывается в логику сезона. Пьеса, написанная в 1912 году, в тогдашнем обществе вызвала скандал. Тема супружеской измены, женского распутства стала новой для времен столетней давности. В 1913 году впервые эту пьесу увидели ярославские зрители на подмостках Волковского театра – тогда с гастролями к нам приезжал Московский Художественный театр.

И вот «Екатерина Ивановна» возвращается на сцену первого русского, но уже в качестве репертуарного спектакля. И современная ее трактовка вызвала далеко не однозначную реакцию – от резкого неприятия до полного восторга.
На роль главной героини пригласили актрису из Санкт-­Петербурга Анастасию Светлову. Екатерина Ивановна Анастасии Светловой – это боль и нерв всего спектакля. В начале она – оскорбленная необоснованными подозрениями мать семейства. Постепенно она меняется, превращаясь в этакую распутницу без стыда, без горечи. Апофеозом ее падения становится сцена, когда она стоит полностью обнаженная. Ее душевная боль – в долгом, странном танце, через который выражено сиюминутное состояние.

Такой душевный и моральный путь героини подкреплен и костюмами, и декорациями. Поначалу действо разворачивается вокруг большого овального стола – символа крепких семейных устоев. Трагедия нарастает, Екатерина Ивановна меняет костюм на простыню, в которую она стыдливо кутается. Но вот простыня сорвана, героиня переступила черту между семейной добродетельностью и распутством. Второе действие играется в красном. Огромный красный кабинет, на героине – красный вульгарный наряд. Ближе к финалу она остается и без него. По логике спектакля – лишение остатков стыда.

– Для меня особенно важна тема взаимоотношений мужчины и женщины. Здесь же возникает напряженная ситуация – обнаженная модель в мире мужчин­художников. И они ее не замечают, продолжают разговаривать, заниматься своими делами. Мужчина всегда самодостаточен, женщина – это особая категория, – объясняет замысел Евгений Марчелли.
Мужские роли играют актеры Волковского театра. Муж Екатерины Ивановны Горя (Евгений Мундум) – по пьесе депутат Государственной думы, важный человек, который рассуждает о собственном достоинстве, противопоставляя себя «недостойным». Постепенно понимаешь, насколько этот персонаж ничтожен, по­холуйски примитивен. Он способен пожертвовать чувством собственного достоинства, гордостью во имя «красного угара ночей».

Развратник Ментиков (Николай Шрайбер), главный совратитель Екатерины Ивановны, у Андреева именуется не иначе как ничтожеством, мелким, недостойным человеком. В исполнении Николая Шрайбера этот герой предстает этаким жиголо. И в финале спектакля становится понятно: он причина всех бед и несчастий. Он понимает, что он вершитель судеб.
Коромыслов (Алексей Кузьмин) и Алексей (Виталий Даушев) пытаются сохранить моральный облик. Но они обречены. С особой жестокостью, натурализмом и лаконизмом сделана сцена визита Екатерины Ивановны к Коромыслову. Гостью, одетую вызывающе­красно, художник грубо избивает и насилует. Особо впечатлительная часть публики впадает в немой шок: как можно так жестоко! И на сцене первого русского!
– Я хочу, чтобы после спектакля мужчина бережнее относился к своей женщине. А та, в свою очередь, поняла, что она – высшая ценность на земле, – признался Евгений Марчелли.
И для этого все средства хороши?!

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать