
6 февраля 2019
Снежный вопрос
Ярославцы активно обсуждают вопросы уборки снега на улицах и во дворах.
– Да неужели непонятно, что в Ярославле зимой идет снег?! – именно этой фразой встречают горожане любое высказывание по поводу ликвидации последствий снегопада, который обрушился на наш город 26 и 27 января. Реакция народа понятна или, по крайней мере, объяснима. Все хотят двигаться по дорогам и тротуарам комфортно, не причиняя вреда ни себе, ни своей технике. Вот только у природы для нас припасено огромное количество форс-мажоров. И далеко не факт, что к каждому из них можно идеально подготовиться.
Но природа – большая затейница. Она может создать особую ситуацию куда более изобретательно. К примеру, средняя норма выпадения осадков в третьей декаде усредненного января – 13 миллиметров, тогда как в текущем году в этот же период реально выпало 28. Больше чем в два раза. Но и это еще не все – практически все 28 миллиметров обрушились на город за три дня. Ведь если бы эти осадки равномерно выпадали в течение всех десяти дней, ярославцы, возможно, не заметили бы их вовсе… А потом в дело вступил еще один фактор, который в сочетании со всеми остальными и привел к «снежному понедельнику».
– Мало кто обратил внимание на то, что снегопад начался, когда температура воздуха была значительно ниже минус пятнадцати градусов по Цельсию, – комментирует заместитель начальника управления благоустройства ДГХ мэрии Ярославля Анатолий Волошин. – При этой температуре не работают реагенты, которые плавят лед. Для противогололедной борьбы нам остался только песок. Ситуация усугублялась еще и сильным ветром, стал образовываться снежный накат, который в местах постоянного торможения и разгона транспортных средств – а это, как правило, остановки общественного транспорта – преобразовался в наледь. Во время снегопада вся техника, выделенная для борьбы с непогодой, работала в усиленном режиме. От семи до десяти звеньев КПМ прометали все улицы первой категории с частотой один раз в четыре часа. Это практически соответствует нормативным показателям. Но в нормативных показателях отражается средняя многолетняя норма осадков. У нас же снег валил так и погодные условия были такими, что накат образовывался быстрее, чем проходило выметание проезжей части. При этом было задействовано 88 единиц техники, и еще около тридцати предоставили субподрядные организации. В основном самосвалы, тракторные щетки и погрузчики.
Уже через день, когда температура поднялась до минус десяти градусов и начали работать реагенты, ситуация с накатом стала выправляться. Сейчас его нет на всех дорогах первой категории. Техника работает на дорогах второй-третьей категорий, но если такие снегопады повторятся, она вернется на основные улицы и проспекты, для функционирования городского хозяйства они важнее. Хотя бы потому, что именно по ним ходит общественный транспорт.
По словам Анатолия Волошина, снег был такой силы, что между проходами спецтехники успевал сформироваться накат. Но накат не появляется сам по себе, в любом парке снег после снегопада любой силы так и лежит – белый, мягкий и пушистый. Накатывают его преимущественно автомобили. А управляют ими люди, которые прекрасно понимают: появление автомобилей на дороге в такой снегопад неизбежно приведет именно к этим последствиям. Но тяга к личному комфорту перевешивает. Показательно, что снегопад начался в субботу во второй половине дня. И в субботу, и в воскресенье каждый владелец автомобиля мог воспользоваться общественным транспортом, минимизировав свои понедельничные риски, когда пользование автомобилем становится насущно необходимым.
Возникла еще одна проблема: регламент определяет не только сроки и способы уборки снега и борьбы с гололедом, но и вывоз его за пределы города. В самом простом варианте из снега, сдвинутого на обочину, в метре от бордюрного камня формируется снежный вал, который потом погрузчиком отправляется в самосвал. На периферии эта операция проходит без сучка и задоринки, а вот в центре, куда утром понедельника отправляются на работу владельцы личных автомобилей… Весь снег преимущественно так и остался лежать на обочине – убрать его было реально только вместе с автомобилями.
– Главной задачей сотрудников управляющих компаний является обеспечение комфорта жителей, проживающих в домах, прилежащих к дворовой территории, – подчеркнул глава администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов Андрей Удальцов. – Для дворников это в первую очередь обеспечение горожанам свободного входа-выхода из подъездов, а также очистка тротуаров. Техника предоставляет возможность беспрепятственного движения транспортных средств по внутридворовым проездам. Работе тракторов периодически мешают припаркованные во дворах автомобили, из-за чего трактористы вынуждены проявлять чудеса виртуозности.
По информации Андрея Удальцова, с начала минувшей недели Фрунзенский район убирали 306 дворников и 18 тракторов. В Красноперекопском на уборке вручную задействованы 112 человек, а количество техники варьируется от 10 до 14 единиц, поскольку управляющие компании района часто пользуются возможностью привлечь технику сторонних подрядчиков. Дворники выходят на работу в шесть часов утра, техника – в семь. Работы продолжаются до полного решения поставленных задач.
Глава территориальной администрации подчеркнул, что соответствующими нормативными актами подразумевается возможность складирования убранного снега на территории двора.
Регламент обязывает собственника или арендатора здания в тот момент, когда над тротуаром нависли глыбы льда или сосульки, оцепить место вероятного падения сигнальной лентой и звонить специалистам, которые допущены до работ такого рода. Те сбивают «дары природы» на землю, откуда их потом обязаны убрать дворники. Так и бывает: и снегопад закончился, и вычистили вроде бы все до асфальта – а на тротуаре опять снега по колено. Регламент предписывает убирать его в зависимости от того, сколько народу ходит в среднем по этому участку тротуара. Если за час его количество превышает 250 человек, снег, сброшенный с крыши, должен быть убран в течение часа. При трафике от 100 до 250 проходящих – за два часа. Если за час проходит меньше сотни человек, процесс уборки допускается растянуть на три часа. Но и здесь имеются нюансы: большое количество пешеходов легко утаптывают снег в лед (а сброс снега особенно активизируется в оттепель) – и дальше дай Бог убрать его хотя бы за день.
К счастью, до нее осталось уже меньше месяца.
Во власти цифр
Чтобы понять, почему Ярославль на какое-то время оказался в снежном плену, вспомним, что все мощности городских служб заложены исходя из средних значений погодных явлений. К примеру, средняя многолетняя норма выпадения январских осадков в Ярославле – 39 миллиметров. Это вовсе не означает, что 55,1 миллиметра минувшего месяца САХ Ярославля и другие подрядчики не в состоянии убрать. Просто возникает вероятность отступления от норм постановления № 1541, которое досконально регламентирует уборку города. В этом случае отступление может быть небольшим и почти не критичным.Но природа – большая затейница. Она может создать особую ситуацию куда более изобретательно. К примеру, средняя норма выпадения осадков в третьей декаде усредненного января – 13 миллиметров, тогда как в текущем году в этот же период реально выпало 28. Больше чем в два раза. Но и это еще не все – практически все 28 миллиметров обрушились на город за три дня. Ведь если бы эти осадки равномерно выпадали в течение всех десяти дней, ярославцы, возможно, не заметили бы их вовсе… А потом в дело вступил еще один фактор, который в сочетании со всеми остальными и привел к «снежному понедельнику».
– Мало кто обратил внимание на то, что снегопад начался, когда температура воздуха была значительно ниже минус пятнадцати градусов по Цельсию, – комментирует заместитель начальника управления благоустройства ДГХ мэрии Ярославля Анатолий Волошин. – При этой температуре не работают реагенты, которые плавят лед. Для противогололедной борьбы нам остался только песок. Ситуация усугублялась еще и сильным ветром, стал образовываться снежный накат, который в местах постоянного торможения и разгона транспортных средств – а это, как правило, остановки общественного транспорта – преобразовался в наледь. Во время снегопада вся техника, выделенная для борьбы с непогодой, работала в усиленном режиме. От семи до десяти звеньев КПМ прометали все улицы первой категории с частотой один раз в четыре часа. Это практически соответствует нормативным показателям. Но в нормативных показателях отражается средняя многолетняя норма осадков. У нас же снег валил так и погодные условия были такими, что накат образовывался быстрее, чем проходило выметание проезжей части. При этом было задействовано 88 единиц техники, и еще около тридцати предоставили субподрядные организации. В основном самосвалы, тракторные щетки и погрузчики.
Уже через день, когда температура поднялась до минус десяти градусов и начали работать реагенты, ситуация с накатом стала выправляться. Сейчас его нет на всех дорогах первой категории. Техника работает на дорогах второй-третьей категорий, но если такие снегопады повторятся, она вернется на основные улицы и проспекты, для функционирования городского хозяйства они важнее. Хотя бы потому, что именно по ним ходит общественный транспорт.
Помочь городу – помочь себе?
Вернемся к тем же социальным сетям. Ярославцы, обсуждающие ситуацию в городе, привычно разделились на два лагеря. Самый многочисленный критические молнии метал в городские власти, меньший по составу иронично советовал критикующим взять в руки по лопате и отправиться помогать специализированным службам. Истина, как водится, находится посередине – и чуть-чуть сбоку.По словам Анатолия Волошина, снег был такой силы, что между проходами спецтехники успевал сформироваться накат. Но накат не появляется сам по себе, в любом парке снег после снегопада любой силы так и лежит – белый, мягкий и пушистый. Накатывают его преимущественно автомобили. А управляют ими люди, которые прекрасно понимают: появление автомобилей на дороге в такой снегопад неизбежно приведет именно к этим последствиям. Но тяга к личному комфорту перевешивает. Показательно, что снегопад начался в субботу во второй половине дня. И в субботу, и в воскресенье каждый владелец автомобиля мог воспользоваться общественным транспортом, минимизировав свои понедельничные риски, когда пользование автомобилем становится насущно необходимым.
Возникла еще одна проблема: регламент определяет не только сроки и способы уборки снега и борьбы с гололедом, но и вывоз его за пределы города. В самом простом варианте из снега, сдвинутого на обочину, в метре от бордюрного камня формируется снежный вал, который потом погрузчиком отправляется в самосвал. На периферии эта операция проходит без сучка и задоринки, а вот в центре, куда утром понедельника отправляются на работу владельцы личных автомобилей… Весь снег преимущественно так и остался лежать на обочине – убрать его было реально только вместе с автомобилями.
Уборка во дворах
Правда, нет худа без добра: когда большая часть личного автотранспорта отправилась в центр города, пришла пора уборки во дворах. Занимаются ею управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, а контролируют эту работу территориальные администрации.– Главной задачей сотрудников управляющих компаний является обеспечение комфорта жителей, проживающих в домах, прилежащих к дворовой территории, – подчеркнул глава администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов Андрей Удальцов. – Для дворников это в первую очередь обеспечение горожанам свободного входа-выхода из подъездов, а также очистка тротуаров. Техника предоставляет возможность беспрепятственного движения транспортных средств по внутридворовым проездам. Работе тракторов периодически мешают припаркованные во дворах автомобили, из-за чего трактористы вынуждены проявлять чудеса виртуозности.
По информации Андрея Удальцова, с начала минувшей недели Фрунзенский район убирали 306 дворников и 18 тракторов. В Красноперекопском на уборке вручную задействованы 112 человек, а количество техники варьируется от 10 до 14 единиц, поскольку управляющие компании района часто пользуются возможностью привлечь технику сторонних подрядчиков. Дворники выходят на работу в шесть часов утра, техника – в семь. Работы продолжаются до полного решения поставленных задач.
Глава территориальной администрации подчеркнул, что соответствующими нормативными актами подразумевается возможность складирования убранного снега на территории двора.
Снег, падающий дважды
Помимо трудностей с преодолением проезжей части и тротуаров у ярославцев возникла еще одна сложность. Снег выпал не только на землю, но и на крыши домов. А лежать там долго он не может, поскольку из-за оттепелей и силы тяжести стремится все-таки добраться до «места назначения», создавая опасность и для пешеходов, и для припаркованных машин.Регламент обязывает собственника или арендатора здания в тот момент, когда над тротуаром нависли глыбы льда или сосульки, оцепить место вероятного падения сигнальной лентой и звонить специалистам, которые допущены до работ такого рода. Те сбивают «дары природы» на землю, откуда их потом обязаны убрать дворники. Так и бывает: и снегопад закончился, и вычистили вроде бы все до асфальта – а на тротуаре опять снега по колено. Регламент предписывает убирать его в зависимости от того, сколько народу ходит в среднем по этому участку тротуара. Если за час его количество превышает 250 человек, снег, сброшенный с крыши, должен быть убран в течение часа. При трафике от 100 до 250 проходящих – за два часа. Если за час проходит меньше сотни человек, процесс уборки допускается растянуть на три часа. Но и здесь имеются нюансы: большое количество пешеходов легко утаптывают снег в лед (а сброс снега особенно активизируется в оттепель) – и дальше дай Бог убрать его хотя бы за день.
Внимание к клиенту видно издалека
Кстати, по тому, как убирается снег арендаторами в центре города, можно узнать, насколько хорошо у них идут дела. Владельцы магазинов с большим количеством посетителей, как правило, с уборкой не затягивают. Тех же, в чьи заведения и по сухому асфальту народ не особенно заглядывает, это, видимо, не сильно заботит. Из-за чего соответствующие службы мэрии сначала высылают в их адрес предписания с требованием все-таки соблюдать регламент, а затем могут и оштрафовать. А народу приходится обходить эти точки по проезжей части и упорно ждать весны.К счастью, до нее осталось уже меньше месяца.
Автор: Анатолий Кононец
Другие новости раздела «Общество»

Общество
24 марта 2025
Недострой в Заволжском районе Ярославля оградили забором

Общество
24 марта 2025
В Ярославле начинается благоустройство площади Труда

Общество
24 марта 2025
«Первый Ярославский» стал «ЯПервым»

Общество
21 марта 2025
На время праздника перекроют дорогу у Ярославской мечети

Общество
21 марта 2025
В Ярославле украли автобус

Общество
24 марта 2025
В Ярославле сгорел заброшенный Дом культуры
Комментарии