00:51
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 августа 2019

Строительство в зоне ЮНЕСКО. Разве это возможно?

Застройка исторической части Ярославля – зоны ЮНЕСКО – с определенной периодичностью становится предметом серьезных обсуждений. Новый пик споров произошел не на пустом месте: совпали по времени несколько событий. Это и строительство кинотеатра на улице Кирова, и начавшиеся археологические раскопки на месте будущей гостиницы на Волжской набережной, и «Волков-­плаза» на площади Волкова.

Нельзя, но очень хочется?

В 2005 году исторический центр Ярославля был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стереотип «если центр в списке ЮНЕСКО, то любые строительные работы тут запрещены» прижился прочно. То, что попало в территорию «наследия», нужно сохранять до скончания веков. Ну или до выхода из ЮНЕСКО.

Однако на практике с 2005 года внешний облик «объекта, охраняемого ЮНЕСКО» несколько изменился: появился Успенский собор, построены «Горка», четырехзвездочная гостиница в Первомайском переулке, кардинальным образом поменялись Волжская набережная и Стрелка. И это не говоря уже о буферной зоне ЮНЕСКО, которая также под охраной. Здесь построили центр имени Терешковой, КЗЦ «Миллениум», гостиницы, ставшие частью нашей городской жизни.

Возникает резонный вопрос: если нельзя, но очень хочется, то можно?

– Возможность строительства в зоне ЮНЕСКО допускается, – поясняет аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, вице-президент Национального комитета ИКОМОС (международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) Юрий Аврутов. – Новое строительство действительно запрещено, но допускаются работы в режиме регенерации. Иными словами, возможно восстановление утраченных зданий в прежних объемах.

Несмотря на то что Юрий Аврутов считает себя консерватором в деле сохранения культурно-
исторической среды, он признает, что город – живая структура, где каждая эпоха оставляет свой след. Есть здания и сооружения, пришедшие из глубины веков, есть то, что осталось в наследство от XX века, например, та же бывшая гостиница «Ярославль» на площади Волкова. Само собой разумеется, что-то появится и в веке XXI. Но оно должно гармонично вписываться в сложившуюся историческую застройку, а не диссонировать с ней.

Волков-плаза

Черное здание из стекла и пластика вот-вот предстанет перед ярославцами на площади Волкова. В конце июля «Волков-плаза» была сдана в эксплуатацию. По такому случаю демонтировали стенды для размещения афиш Волковского театра. По воле случая остался лишь ларек с курами-гриль, никаким боком не вписывающийся в единую концепцию НТО.

– Архитектор «Волков-плаза» – ярославец Григорий Дайнов. Он же автор «Горки» на Первомайском бульваре, часовни Казанской иконы Божией Матери на Которосльной набережной напротив музея-заповедника и многих других зданий, ставших неотъемлемой частью нашего города, – говорит главный архитектор Ярославля Артем Цымбалов. – Я считаю, найдено очень удачное архитектурное решение и в плане цвета, и в плане объемов. «Волков-плаза» – здание современное, но оно не является акцентом площади Волкова. По-прежнему ее доминантами остаются Волковский театр, бывшая гостиница «Ярославль», Знаменская башня. Благодаря черному цвету, обилию стекла «Волков-плаза» практически растворяется за черными стволами деревьев Власьевского сквера.

Все вроде бы хорошо – и ненавязчивый дизайн, и свой след архитектуры начала XXI века в грядущем. Но возникает формальный вопрос: а можно ли считать черный параллелепипед из стекла и пластика «регенерацией»?

Юрий Аврутов углубляется в историю площади Волкова. Конечно, признает он, никогда там не было здания, подобного «Волков-плаза». Когда-то был Власьевский приход, соответственно, был комплекс религиозных и хозяйственных построек. С приходом советской власти приход уничтожили. Затем на части территории была построена гостиница «Ярославль», а часть продолжила пустовать.

– Архитектор гостиницы Капачинский запланировал комплекс зданий, из него тогда построили только гостиницу, яркий образчик стиля советской эпохи, – говорит Юрий Аврутов. – Наверное, если бы сейчас взяли за основу проект Капачинского и, осовременив его, построили здание рядом с гостиницей, можно было бы в какой-то мере говорить о регенерации.

Кинотеатр на улице Кирова

Самая скандальная тема этого лета – начало строительных работ на пересечении улицы Кирова и Депутатского переулка. Во дворе, скрытом от глаз прохожих, появился забор, приехала техника, которая начала работу за Сретенским храмом.

И сразу взбунтовалась общественность – в центре города строят кинотеатр!

Как утверждают специалисты, идея о том, чтобы начать здесь строительство, появилась не сегодня. Застройщик даже провел положенные для зоны ЮНЕСКО археологические изыскания. Правда, их результаты достоянием общественности не стали и в отличие от изысканий на месте Успенского собора никаких тайных страниц истории средневекового Ярославля не раскрыли. Но результаты археологических раскопок есть. Где – никто точного ответа не дал. Видимо, позабылись за давностью – ведь производили их много лет назад.

Долгое время на этом участке земли ничего не происходило, а в 2019 году началось… Пространство в том дворе никогда не было свободным, значит, можно вести речь о «регенерации». Но вот регенерации чего?

Само собой разумеется, за тысячелетнюю историю Ярославля что только не стояло в этом уголочке города. Артем Цымбалов говорит, что еще в советские годы там был гараж. Естественно, никакой исторической и архитектурной ценности он не представлял.

Юрий Аврутов углубляется в историю более давнюю. Оказывается, здесь некогда был и торговый квартал, но без капитальных построек. Зато по периметру двора располагались интересные галереи. Так, может быть, переосмыслить именно тот период? Сделать открытую общественную площадку? А уж если очень нужен кинотеатр, пусть он будет подземным?

– Данный участок земли находится в собственности у застройщика, – пояснил Артем Цымбалов.

К счастью, принцип «хозяин – барин» тут не работает. С рядом ограничений все-таки приходится считаться даже собственнику. Другие ограничения – в плане высотности, этажности – накладывает Министерство культуры.

– В июле мэр Владимир Волков встречался с застройщиком и в результате встречи дал поручение остановить работы до принятия окончательного решения по поводу проекта кинотеатра, – сообщил главный архитектор Ярославля.

В пятницу, 2 августа, стало известно о решении заседания Совета НК ИКОМОС, которое состоялось 10 июля в Москве. Главный его итог: кинотеатр в том виде, который предполагается сейчас, на улице Кирова построен не будет. Проект кинотеатра будет отправлен на доработку – перепроектировать здание так, чтобы было использовано подземное пространство.

– Необходимо выполнить оценку воздействия на расположенные по соседству объекты, – комментирует Юрий Аврутов. – Привлечь экспертов из Министерства культуры, а также международных специалистов.
С учетом нового проектирования, а потом согласования строительство откладывается на продолжительное время.

Гостиница на набережной

В июле стали более отчетливыми перспективы еще одного объекта – гостиницы на Волжской набережной рядом с Митрополичьими палатами. После долгого перерыва возобновились археологические изыскания на месте предстоящего строительства – обязательное условие строительных работ в зоне ЮНЕСКО. Когда строили Успенский собор, ученые сделали поистине сенсационные открытия, касающиеся средневекового Ярославля. Например, оказалось, что город стал жертвой набега, в ходе которого его практически уничтожили. Возможно, на граничащем с Успенским собором участке, около Митрополичьих палат, ученых-археологов поджидает нечто не менее интересное. Ведь именно там некогда стоял храм Иоанна Златоуста.

– Первый проект гостиницы на Волжской набережной появился еще в 2012 году, но он получил отказ в Министерстве культуры. Теперь к реализации готовится новый проект. А пока идут предварительные работы, – прокомментировал Артем Цымбалов.

Тонкая грань

Практически каждое строительство в центре Ярославля вызывает волну эмоций и проходит под девизом «что за ужас вы тут понастроите, нас теперь из ЮНЕСКО исключат!». На самом деле Ярославль, как и любой другой город, могут исключить из списка объектов Всемирного наследия и по другим причинам. Пример тому – немецкий Дрезден. Там в свое время был построен мост, который частично перекрыл панораму города. ЮНЕСКО вынесло постановление: мост убрать. Но горожане решили, что новый мост для них важнее статуса.

Ярославль, конечно, далек от судьбы Дрездена. Да, после строительства Успенского собора на сессиях ООН было выдано предостережение, чтобы подобное не повторялось. Собственно, оно и не повторяется: колокольню Успенского собора так и не построили, колокола и спустя 9 лет стоят на земле. А все иные строительства гораздо меньшего масштаба.

Как пояснил Юрий Аврутов, ответственность за объект Всемирного наследия ЮНЕСКО лежит не на местных и даже не на региональных властях, а на федеральных. Именно по этой причине все согласования работ производятся с Министерством культуры. А с недавних пор с городских властей даже сняли обязанность выдавать разрешения на строительство – эти полномочия переданы на областной уровень.

– Мы прекрасно понимаем те ограничения и ту ответственность, которая появилась у Ярославля с присвоением статуса объекта ЮНЕСКО. Но город развивается, его нельзя законсервировать на уровне XX или XVIII века, – комментирует сложившуюся ситуацию Артем Цымбалов. – Ярославль должен быть узнаваем благодаря не только историческим церквям, но и современным объектам. И пусть они будут в центре города.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать