18:53 Четверг, 22 Октября 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Супергерои школьного лета

12 Августа 2020
У ярославских вожатых наступили горячие деньки: наконец-то открылись первые городские и загородные лагеря. О том, что должен уметь вожатый, где этому учат и почему вожатый – супергерой, читайте в нашем материале.

50 смен и победа над страхом

Десять лет выпускница физмата ЯГПУ, сейчас начальник отдела широкоформатной печати одной из ярославских рекламных фирм Юлия Титунина руководит Школой вожатых при Ярославском городском дворце пионеров. Место это особенное. И вот почему. Традиционно ярославских вожатых «рождают» в педагогическом университете (в последние годы еще и в ЯрГУ им. Демидова), посылая студентов-второкурсников на летнюю практику в лагеря. А в «Школе вожатых» работают со школьниками, которым самим бы еще в лагерях отдыхать, но они настолько влюблены в лагерную жизнь, что скорее хотят попробовать себя в новом качестве. Конечно, 16-леток берут не полноценными вожатыми, а лишь помощниками. Но зато какая у них мотивация! Совсем как у самой Юлии Титуниной.

– Вожатство и лагеря мне были интересны со школы. Я всерьез собиралась быть педагогом, учить детей, – вспоминает Юлия.

– В 10-м классе пришла во Дворец пионеров на УПК педагогической ориентации, отучилась два года и после первого курса университета, раньше всех однокурсников, поехала вожатой в лагерь «Искра» под Новороссийском.

Ту первую смену напарница Юли по «Искре» Дарья Боковая характеризует так: «У меня было 44 ребенка, а Юля 45-я». Сама же Юля завела календарь и зачеркивала черным маркером каждый прожитый кошмарный лагерный день. Нет, она добросовестно выполняла все Дашины поручения – поиграть с отрядом, сводить в столовую. Ей даже теории хватало: в педагогике, возрастной психологии. Но вот живых детей она увидела впервые, потому все выходило немножко не так.

– Бывает, вечером Даша уложит детей спать, я иду следом поучиться, как она это делает, и всех бужу. Даша вздыхает и идет заново укладывать, – смеется Юлия.

К концу смены Юля решила, что лагеря – это «не ее», но папа, железнодорожник по профессии, предложил поработать в «Сахареже» – любимом лагере Юлиного детства.

В «Сахареже» ситуация развернулась на 180 градусов. Теперь уже Юле попался напарник, панически боявшийся детей, а заодно и саму Юлю. Пять дней он с детьми не разговаривал вообще. Юле пришлось все взять на себя. Ребят с напарником она надолго не оставляла.

Две смены экстренного обучения избавили Юлю от страха перед детьми и дали чувство превосходства над однокурсниками. На практике после второго курса она ощущала себя асом. А потом вожатство поглотило ее целиком. В университете Юлия отработала в зимних, летних, черноморских, ярославских, зарубежных лагерях 30 смен. После универа еще 20. Заодно придумала «Школу вожатых», в которой передает будущим вожатым то, чему не учат в университетах, – личный опыт.

От «Артека» до Мальты

Централизованная подготовка вожатых велась в СССР с 1927 года. В России с 2010 года должность «вожатый» входит в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Несмотря на определенный круг должностных обязанностей, на практике встречается три подхода к занятости вожатых. В региональных лагерях, в том числе ярославских, вожатый – молодой человек, студент, в обязанности которого входит развлечение детей, подготовка лагерных и общеотрядных мероприятий. На каждом отряде один вожатый. Бытовые вопросы отряда решает взрослый человек – воспитатель. В южных лагерях, таких как всероссийских здравницах «Артек», «Орленок», «Смена» и более скромных вроде «Искры», воспитателей нет вообще. На каждом отряде два-три вожатых возрастом не старше 26 – 30 лет. Они отвечают за все: от потерянных футболок до общелагерных концертов.

В современных коммерческих лагерях, чаще проводящихся за рубежом, нужны скорее не вожатые, а воспитатели-педагоги. На них возложена масса бытовых вопросов. Ну и поиграть с детьми тоже немного требуется.

– В южных лагерях нет особых требований к постановке мероприятий. Не страшно, если ребенок танцует на сцене не в ногу или сбился в стихотворении. Это же игра, – говорит Юлия Титунина. – В областных лагерях, например в «Сахареже», все по-серьезному. Если ты ставишь танец на общелагерное мероприятие, он должен быть как в ансамбле Моисеева: с совершенной композицией, костюмами и музыкой. Если что-то пошло не так, после мероприятия тебе попеняют: «Что это у тебя ребенок вышел в желтом костюме и розовых носках? Это не здорово смотрелось на сцене».

Юлия Титунина работала и в коммерческих лагерях. Например, в двухнедельных языковых на Мальте.

– Это не лагерь с территорией, а отель, который снимается для группы ребят из России. По утрам мы их развозили по разным языковым школам, которые родители выбрали заранее, а после учебы водили на пляж, на экскурсии и немного развлекали.

Сейчас чтобы стать вожатым в лагере с хорошей репутацией, нужно пройти курсы и получить сертификат вожатого. «Артек» и «Орленок» на этот случай имеют даже собственные курсы вожатых. В региональные же лагеря можно попасть и без всякого обучения.

– Если ты ездишь в определенный лагерь уже много лет, с тебя никаких документов не спросят, – объясняет Юлия. – Это не всегда хорошо. Вожатые уже начинают ездить в лагерь, чтобы «потусить». До детей им нет никакого дела.

Будь готов!

Несколько лет назад моя дочь побывала в южном лагере с хорошей репутацией. Вожатые в нем интересовались не детьми, а «втыканием» в смартфоны. А чтобы не случилось ЧП, на всякий случай детям запретили: купаться в море, ходить по территории, заходить в комнаты, кроме как на ночь и в тихий час. Разрешалось лишь сидеть на лавочке перед корпусом и не шуметь. Увы, для дочки это был первый лагерь в жизни. Надо ли говорить, что на следующий год она сказала: лагерной тюрьмой сыта на всю жизнь.

Таким вожатым нужно ставить «неуд». А каким «отлично»?

– Хороший вожатый – это супергерой, – объясняет Юлия. – Он должен быть ответственным, креативным, уметь планировать время, командовать и подчиняться.

Например, вы приехали в лагерь, нужно распределить 18 детей по 3 комнатам. Может, их сразу пустить в комнаты выбирать себе места? Ошибка! В одной комнате не хватит мест, в другой останутся лишние, начнутся ссоры. Правильно: распределить детей по 6 человек перед комнатами, запустить внутрь, дав 10 минут на переодевание и сбор документов. Потом общий сбор. Отряд в тонусе идет решать оргвопросы. Другой момент – знакомство. Есть много игр, с помощью которых можно познакомить детей в отряде. А пока дети знакомятся играя, вожатый наблюдает, кто лидер, кто изгой, кто непримиримый оппозиционер. Потом к каждому будет свой подход. Всему этому Юлия Титунина учит в Школе вожатых. Каждый ученик здесь собирает методическую копилку, куда вносит и карты поведения в лагере, и разнообразные игры, и много других вожатских полезностей. Такая копилка способна творить чудеса.

– Был случай, наш ученик, восьмиклассник по имени Влад, поехал помощником вожатого в «Искру», – вспоминает Юлия. – На юге дети много времени проводят на пляже и вожатым их развлекать почти не нужно. Но в ту смену зарядил дождь. Пляж отменился, дети сидели в корпусах. Лагерные вожатые оказались к этому совершенно не готовы. Они не знали, как детей развлечь. В отрядах начались стычки и мелкое хулиганство. Хорошо было только у Влада. У него была методкопилка, и он спокойно играл с отрядом с утра до вечера. Другие вожатые пошли к нему «на поклон». Копилку растащили по листочкам за неделю. Зато она спасла смену, а Владу подняла авторитет до небес.

И, конечно, вожатый всегда должен быть готов к ЧП. Пара страшилок об этом даже входит в курс обучения юных вожатых. Например, такая. Работая в «Искре», Юлия повезла сборный отряд кататься на лошадях. Покатались, едут обратно. Вдруг в автобусе к Юле подходит мальчик и сообщает, что его сосед тяжело дышит. Оказалось, мальчик хронический астматик, но приступов у него не было давно. Потому лекарства он оставил в лагере, не предполагая, что от запаха лошадей ему станет плохо. «У меня два часа, а потом я задохнусь», – сообщил он. Юля к водителю. Автобус развернули, помчались по полям в поисках ближайшей деревни с фельдшерским пунктом. Нашли, когда пацан уже посинел. Его выносили из автобуса на руках. Фельдшер сделал укол. Спасли!

В общем, вожатство – это настоящий экзамен на взросление. Тот, кто его сдал, стал взрослым. А не этого ли хотят все дети на свете?
Автор: Елена Солондаева
Городские новости, №68

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама