3 ноября 2017
Такая разная революция
7 ноября исполняется 100 лет Октябрьской революции – Великой, как ее называли еще сравнительно недавно.
100-летний юбилей не получил столь широкого освещения и резонанса, как это предполагалось. Что дала социалистическая революция России и миру? Больше добра или зла принесла? У каждой точки зрения свои ярые сторонники. Но, может быть, нашему обществу, издерганному реформами, уже стоит понять: история не терпит сослагательного наклонения и нам пора прекратить делиться на «красных» и «белых», пора вспомнить, что мы единая страна, единый народ, а самое главное – у нас единая великая история.
Да, 1917-й принес много потрясений и горя, но страна выстояла, и мы не должны забывать уроки прошлого – как делаются революции, сколько крови проливается. Не должны забывать и то, что для многих поколений советских людей 7 ноября был и остается очень важным праздником.
У разных поколений отношение к революции разное. У тех, кого теперь мы называем «детьми войны», упоминание о революции не рождает на лице улыбку.
Вот в магазин идет Элеонора Николаевна 1939 года рождения:
– С этой датой у меня, как и у многих, связано многое. И хорошее, и плохое. Но для моей семьи революция ничего не изменила. Как были бедными, так и остались.
В парке скандинавской ходьбой занимается дедушка 1936 года рождения. Он назвал себя Федором. Вот что он рассказал:
– Для меня с революцией связана улица Блюхера. Был такой военачальник. Больше я о нем не знаю и знать не хочу, так как революция не вызывает во мне ничего хорошего. Что Ленин, что Сталин, что тот же Гитлер – каждый хотел править, и простой народ был для них лишь ступеньками наверх. Мы полжизни ходили в рваных штанах и до 70-х годов не видели масла, фруктов и мяса. Я родился в деревне, с 8 до 16 лет был пастухом, окончил семилетку. Но чему меня там научили? Читать и писать! Так что я человек темный. Куда власть хочет, туда меня и развернет. Из деревни уходить было нельзя. В 1953 году батька по блату устроил меня в ФЗО № 23. Это была удача. Там меня научили слесарить и отправили в Таллин на военный завод. В Эстонии я увидел другую жизнь! Там все было!!! После Таллина я служил на флоте, на Баренцевом море. В армии получил профессию шофера, но в Ярославле устроиться шофером можно было только по блату. Так до пенсии и был рабочим на ЯМЗ. Так что для меня революция – это гниль, война, голод, холод, бесконечные очереди.
У людей среднего возраста личного непримиримого отношения к революции нет. Кованым сапогом голода и репрессий она их под себя не подминала. Вот Оксана Вашкина 1979 года рождения спешит с дочкой в больницу и про революцию совсем не думает:
– Не знала, что в этом году 100 лет отмечается. Я хотя и родилась в СССР, то время плохо помню. Помню, с ним связаны демонстрации. А больше ничего.
Андрей, он тоже 1979 года рождения, созерцает с берега Волги Толгский монастырь и про 100-летие революции знает:
– В Ярославле полгорода носит революционные названия. Комсомольская площадь на Красном Перекопе – чем не напоминание о ней? Революции, ха, я сам не помню. Но с советским временем у меня связано только хорошее. Это же мое счастливое детство! У нас была свобода и не было тревог. Что мне было тогда нужно? Поел, погулял, мороженку мне купили, и я доволен.
Я, как и Андрей, принадлежу к тем, чье детство выпало на краткий момент развитого социализма. Значит, и у меня с тем кровавым переломом в жизни России связана только романтика революционных битв. Ту романтику мы, рожденные в стабильности, черпали из фильмов «Красные дьяволята», «Кортик» и «Бронзовая птица». Мы люто ненавидели врагов революции, болели «за красных», еще гордились пионерским галстуком и жаждали «горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». А еще у нас было уважение к взрослым. И эти взрослые в начале 80-х в самом сердце СССР массово диссидентствовали на кухнях…
С поколением последних советских детей личные связи с революцией обрываются. Растут те, для кого великий советский эксперимент лишь кульбит истории, и отношение к нему теоретическое. Вот как у Елизаветы 2003 года рождения:
– Конечно, я знаю про революцию и кто такой Ленин. Мои одноклассники тоже знают. Мы же не тупые! Но с революцией у меня ничего не связано. Только книги: «РВС», «Чук и Гек» Аркадия Гайдара, «Весна» Александры Брунштейн, «Рассказы о Ленине» Зои Воскресенской. Там Володя Ульянов слишком правильным показан. Не верю. Еще «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой. Динкина семья Арсеньевых — революционеры. Мне они очень нравятся. Еще «Дюжина ножей в спину революции» Аркадия Аверченко. Но это скорее антиреволюционные рассказы, сатира.
Да, 1917-й принес много потрясений и горя, но страна выстояла, и мы не должны забывать уроки прошлого – как делаются революции, сколько крови проливается. Не должны забывать и то, что для многих поколений советских людей 7 ноября был и остается очень важным праздником.
У разных поколений отношение к революции разное. У тех, кого теперь мы называем «детьми войны», упоминание о революции не рождает на лице улыбку.
Вот в магазин идет Элеонора Николаевна 1939 года рождения:
– С этой датой у меня, как и у многих, связано многое. И хорошее, и плохое. Но для моей семьи революция ничего не изменила. Как были бедными, так и остались.
В парке скандинавской ходьбой занимается дедушка 1936 года рождения. Он назвал себя Федором. Вот что он рассказал:
– Для меня с революцией связана улица Блюхера. Был такой военачальник. Больше я о нем не знаю и знать не хочу, так как революция не вызывает во мне ничего хорошего. Что Ленин, что Сталин, что тот же Гитлер – каждый хотел править, и простой народ был для них лишь ступеньками наверх. Мы полжизни ходили в рваных штанах и до 70-х годов не видели масла, фруктов и мяса. Я родился в деревне, с 8 до 16 лет был пастухом, окончил семилетку. Но чему меня там научили? Читать и писать! Так что я человек темный. Куда власть хочет, туда меня и развернет. Из деревни уходить было нельзя. В 1953 году батька по блату устроил меня в ФЗО № 23. Это была удача. Там меня научили слесарить и отправили в Таллин на военный завод. В Эстонии я увидел другую жизнь! Там все было!!! После Таллина я служил на флоте, на Баренцевом море. В армии получил профессию шофера, но в Ярославле устроиться шофером можно было только по блату. Так до пенсии и был рабочим на ЯМЗ. Так что для меня революция – это гниль, война, голод, холод, бесконечные очереди.
У людей среднего возраста личного непримиримого отношения к революции нет. Кованым сапогом голода и репрессий она их под себя не подминала. Вот Оксана Вашкина 1979 года рождения спешит с дочкой в больницу и про революцию совсем не думает:
– Не знала, что в этом году 100 лет отмечается. Я хотя и родилась в СССР, то время плохо помню. Помню, с ним связаны демонстрации. А больше ничего.
Андрей, он тоже 1979 года рождения, созерцает с берега Волги Толгский монастырь и про 100-летие революции знает:
– В Ярославле полгорода носит революционные названия. Комсомольская площадь на Красном Перекопе – чем не напоминание о ней? Революции, ха, я сам не помню. Но с советским временем у меня связано только хорошее. Это же мое счастливое детство! У нас была свобода и не было тревог. Что мне было тогда нужно? Поел, погулял, мороженку мне купили, и я доволен.
Я, как и Андрей, принадлежу к тем, чье детство выпало на краткий момент развитого социализма. Значит, и у меня с тем кровавым переломом в жизни России связана только романтика революционных битв. Ту романтику мы, рожденные в стабильности, черпали из фильмов «Красные дьяволята», «Кортик» и «Бронзовая птица». Мы люто ненавидели врагов революции, болели «за красных», еще гордились пионерским галстуком и жаждали «горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». А еще у нас было уважение к взрослым. И эти взрослые в начале 80-х в самом сердце СССР массово диссидентствовали на кухнях…
С поколением последних советских детей личные связи с революцией обрываются. Растут те, для кого великий советский эксперимент лишь кульбит истории, и отношение к нему теоретическое. Вот как у Елизаветы 2003 года рождения:
– Конечно, я знаю про революцию и кто такой Ленин. Мои одноклассники тоже знают. Мы же не тупые! Но с революцией у меня ничего не связано. Только книги: «РВС», «Чук и Гек» Аркадия Гайдара, «Весна» Александры Брунштейн, «Рассказы о Ленине» Зои Воскресенской. Там Володя Ульянов слишком правильным показан. Не верю. Еще «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой. Динкина семья Арсеньевых — революционеры. Мне они очень нравятся. Еще «Дюжина ножей в спину революции» Аркадия Аверченко. Но это скорее антиреволюционные рассказы, сатира.
Автор: Елена Солондаева
Другие новости раздела «Общество»
Общество
06 ноября 2025
Более 400 проектов программы «Решаем вместе!» реализовано в Ярославской области в этом году
Общество
05 ноября 2025
Ярославцы могут заявиться на конкурс инициативных проектов
Общество
05 ноября 2025
Умер Почетный гражданин города Ярославля Владимир Голов
Общество
05 ноября 2025
При объявлении беспилотной опасности в образовательных учреждениях Ярославской области будет действовать режим свободного посещения
Общество
07 ноября 2025
За прошедшие двое суток мошенники обманули ярославских пенсионеров на пять миллионов рублей
Общество
05 ноября 2025
Бывшую табачную фабрику в Ярославле начнут реставрировать

Комментарии