00:19
среда,
24 апреля 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 августа 2014

Такие взрослые дети

Сегодня существует множество различных систем   воспитания  дошколят – от классических до новаторских.

 Для занятий с ребятами детские дошкольные учреждения выбирают ту или иную полюбившуюся им методику. Главное – чтобы дети развивались как личности, чувствовали себя комфортно и радовались жизни.

Итальянское ноу-хау
   Трехлетний мальчик снимает с себя запачканную рубашку, переодевается, а затем старательно стирает грязную одежду, вешает ее на сушилку,  вытирает на полу маленькой шваброй  капельки воды. Через некоторое время  малыш снимает подсохшую рубашку, гладит ее маленьким утюжком и преспокойно возвращается к привычным для него занятиям.
   
Каждый из воспитанников детского центра увлечен своими делами. Один, выбрав диск с музыкой Чайковского, самостоятельно вставил его в проигрыватель и слушает музыку. Другая  решила приготовить еду, потом помыла посуду и положила ее в сушилку. Еще одна девочка самостоятельно  занималась математикой при помощи красно-синих деревянных брусочков. И все это тихо, без шума и гама, дети не отнимают друг у друга игрушки,  не дергают педагогов за руку.  Такое впечатление, что в головки ребятишек  поместили сознание взрослых людей. На самом деле это обычное поведение для учеников детского центра, которые занимаются по системе  итальянского педагога Марии  Монтессори.

–  Для своих детей я выбирала наиболее подходящую систему воспитания,  развивающую личность ребенка. То, что предлагали большинство современных центров развития, нам не подошло: занятия там основаны на требованиях программы, а не на индивидуальных потребностях, все дети вынуждены выполнять единое задание, приготовленное методистом к данному уроку, – рассказывает основательница детского центра Наталья Татаренкова. – К тому же в 2 – 3 года нет потребности в освоении чтения и письма, зато есть огромная тяга  к изучению окружающего, предметного мира, и, удовлетворяя именно эту потребность, мы максимально развиваем интеллектуальные возможности ребенка. Малышам хочется застелить постель,  загрузить вещи в стиральную машинку, помыть посуду. Изучив физиологию и психологию раннего и дошкольного возраста, получив дополнительное образование в Московском центре Монтессори,  я приняла решения о создании Монтессори-центра.

В стране гулливеров
   Когда родители отдают ребенка в Монтессори-центр, они  должны сделать квартиру удобной для своего чада. Обычно ребенок чувствует себя дома  как лилипут в стране гулливеров, он не может самостоятельно  налить себе воды, помыть руки, повесить  вещи. Надо звать на помощь маму или папу. Поэтому в прихожей делают вешалки для одежды на уровне роста малыша, чтобы он сам мог раздеться и повесить верхнюю одежду. Ставятся маленький стульчик и тумбочка для обуви.  В ванной, если позволяет метраж, ребенку делают его личную раковину, чтобы он мог самостоятельно умываться. В холодильнике  за малышом закрепляют  отдельную нижнюю полочку,  где лежат только его продукты. На кухне появляется маленький шкафчик, где хранятся детская посуда, кувшин с водой, столовые приборы.  
   
– Моему сыну Владу два года. Мы занимаемся в центре один год. Я  психолог и знаю многие методики. Муж поначалу относился к методу Монтессори с недоверием, но,  посетив семинар для пап,  стал еще большим фанатом этой методики, чем я. В квартире супруг много переделал, чтобы сыну стало удобнее. Влад у нас очень самостоятельный.  За собой всегда убирает, любит порядок, – вводит в курс дела Екатерина Боровицкая.
   Дети в таком возрасте – великие повторяльщики. Если для мамы уборка – это трудовая повинность, то для ребенка – игра, ему интересно копировать мамины действия. Малыш может превратить в  развлечение любое бытовое занятие. Но это его не только развлекает, но и развивает. Когда ребенок сам берет ложку, режет пластмассовым ножиком еду, застегивает пуговицы на рубашке,  у него развивается мелкая моторика, столь важная в этом возрасте. Необходимость класть все вещи на место развивает не только самостоятельность и дисциплину, но и память.

Невидимая учеба
   В центре есть toddler-class – для детей от 14 месяцев до трех лет и класс для  старших – от трех до шести лет. Класс для самых маленьких разбит на несколько зон – игровая, кулинарная, практической жизни и развития ребенка. Для малышей создана среда, позволяющая им работать в безопасной и психологически комфортной обстановке.
Материалы расположены на открытых полках – так, чтобы ребенок мог справляться с заданием без помощи взрослого. Упражняясь, детвора развивает свое зрение, обоняние, осязание и  слух.
   
Малыш сам выбирает, чем ему заняться. Он может  собрать пирамидку, попить чаю или побарахтаться в бассейне с маленькими шариками. Взрослые в этот процесс не вмешиваются, но находятся рядом и ненавязчиво контролируют. Если малышу требуется помощь педагога, тот подходит к нему. Иногда ребенок садится рядом с другим малышом и смотрит, как он играет. Наблюдение за тем, как другой маленький человек решает какую-то задачу, – процесс познавательный. Игрушки в центре, как правило, в единственном экземпляре, и это тоже воспитывает. Дети должны не отбирать  их друг у друга, а уметь ждать своей очереди. Родители, привыкшие к классическому воспитанию в детских садах, где все одновременно должны играть, петь или танцевать, первое время находятся в культурном шоке.
   Из девяти педагогов центра нет ни одного, кто раньше работал бы в детских садах. Но практически все имеют необходимую специальность – дефектолог, логопед, психолог, педагог, педиатр.
   
– Наши педагоги вместе с ребенком играют, общаются, занимаются с каждым индивидуально. Классическое дошкольное образование построено на других принципах, – поясняет Наталья Татаренкова.
   – Я по образованию психолог, но после окончания вуза не работала по специальности. Сюда пришла с должности заведующего магазином. Поняла, что надо заниматься тем, к чему лежит душа, а не только тем, что приносит деньги, – говорит педагог Елена Улашкина.
Владимир КОБЫЛИНСКИЙ.
Фото автора
Маргарита ПЛЕСКЕВИЧ,
начальник отдела дошкольного образования департамента образования мэрии Ярославля:
У нас меняются образовательные стандарты. Мы уходим от предметного дошкольного образования, и система Марии Монтессори  хорошо подходит под новые требования. Задача детских дошкольных учреждений – не только готовить малышей к занятиям в школе. Главное, чтобы ребенок радовался жизни, развивался как личность. В заведениях, которые
обучают по методу Монтессори, обычно очень развивающая образовательная среда.  Кстати, любой детский дошкольный центр, соблюдающий все требования,  может получить лицензию на образовательную деятельность и  будет получать субсидию от государства как обычный детский сад.
ЛЮБОПЫТНО
Мария  Монтессори родилась  в 1870 году в Италии. В 12 лет она мечтала об учебе в гимназии, которую посещать представительницам женского пола запрещалось. Ее настойчивость победила, и Марию приняли в техническую школу для юношей.  Мария Монтессори мечтала о профессии детского врача. Ей было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной­врачом. Монтессори  изучала детскую психологию, сконцентрировав свое внимание на  окружающей ребенка предметной среде и ее влиянии на развитие его умственных способностей.  6 января 1907 года в Сан­Лоренцо она открыла первый Дом ребенка, оборудовав его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать