20:08
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
16 октября 2013

Тренер высокой пробы

Алексей Сергеевич Карулин, будущий тренер сборной СССР по акробатике, стал спортсменом в 21 год, когда кто-то уже заканчивает свою спортивную карьеру. Несмотря на это, наш земляк смог добиться неплохих успехов и к тому же стал хорошим тренером, чье мастерство и опыт пригодились не только в акробатике.

 

Акробатика до Канады доведет
После школы Алексей работал на заводе «Красный маяк» токарем-расточником и в 18 лет записался в кружок по акробатике при ДК им. Добрынина. Затем он занимался любимым делом в 42-й школе, в ДК железнодорожников. Но это все была сценическая акробатика, в спорт восемнадцатилетнего парня не брали. «Стар уже», – говорили тренеры.
А вот патриарх ярославской акробатики Виктор Беляйков, когда Карулину исполнился 21, взял его в свою секцию. За пять лет Алексей успел стать мастером спорта, призером первенства России, но, не видя дальнейших перспектив как спортсмен, ушел в тренеры. Он был одним из самых молодых тренеров в стране. Его первые ученики Ольга Гришечко и Евгений Махаличев, удивив акробатический мир необыкновенными по сложности и оригинальности трюками, дважды завоевывали титул чемпионов СССР. Тот же Евгений, но уже в паре со Светланой Гроздовой, еще 5 раз становился абсолютным чемпионом страны, два раза побеждал на чемпионатах мира.


– Но в какой-то момент мне стало неинтересно делать одно и то же. В 1993 году пришел работать в мэрию, занимался муниципальным спортом, организацией массовых городских праздников, даже немного писал, пробовал себя в журналистике, – рассказывает Алексей Сергеевич.
В 1996 году Карулина разыскали представители канадского Цирка дю Солей и предложили отбирать потенциальных кандидатов в цирковые артисты. Российская цирковая и акробатическая школа высоко котируется в мире, и канадский цирк сделал ярославского чиновника своим представителем по организации просмотров спортсменов на территории России. Канадцы долго пытались переманить ярославца в Монреаль, но работа в мэрии ему нравилась, менять ее на загадочный цирк не хотелось. В 2002 году нашего земляка пригласили в Канаду на стажировку на три месяца. Ярославцу понравилось, он продлил стажировку еще на полгода, затем на год, а потом и вовсе перешел работать в Цирк дю Солей тренером и постановщиком акробатических номеров.

Мастер-универсал
В Монреале на Карулина вышел один из сильнейших клубов Канады с предложением усилить акробатическую подготовку фигуристов. Спортсмены были разного уровня: от чемпионов страны до середнячков.

– Фигурист-парник, если его партнерша не может удержаться в какой-то поддержке, считает, что вина лежит именно на женщине. Тогда мне, совсем не юному человеку, приходилось самому показывать, как удержать фигуристку, не давая ей возможности покачнуться или упасть. Так что дело не в парт-
нерше.... – рассказывает ярославец.
С фигуристами Карулин проработал три года. И вдруг ему неожиданно пришло приглашение из сборной Канады по… синхронному плаванию. Уже тогда синхронисты делали сильный крен на акробатическую составляющую выступления. Наш земляк сотрудничал с национальной сборной Канады два года и даже выезжал вместе с ними на чемпионат мира в Японию.

Кульбит для фигуриста
В марте этого года ученика Карулина Олега Ушакова пригласили позаниматься с фигуристами-танцорами в США в группе Игоря Шпильбанда. Это известный российский фигурист, который с 1990 года работает в Штатах. Игорь Шпильбанд и Марина Зуева тренировали большинство лидеров североамериканского фигурного катания. Олег Ушаков, не имея опыта тренерской работы, обратился за поддержкой к Алексею Карулину. По мнению Алексея Сергеевича, у фигуристов очень слабая акробатическая база.

– Они могут заучить элемент, но понять механизмы взаимодействия между партнерами для них довольно сложно. Поэтому мы пытались ставить им акробатическую базу. И особое внимание уделяли падениям – как надо вести себя при срыве элементов, как обеспечить безопасность, – вспоминает тренер.
При этом Карулин считает, что фигурное катание не должно терять свою самобытность и превращаться в акробатику. Ни к чему перегружать выступления фигуристов кульбитами и сальто.

Как закаляет арена
Умению совмещать два вида спорта Алексей Сергеевич научился в Цирке дю Солей. Акробаты и гимнасты, переходя из спорта в цирк, не могут сразу сориентироваться в новых требованиях. Они целеустремленно выходят на арену и, как на соревнованиях, выполняют номер. Им трудно понять, что даже с элементами уровня перворазрядника можно держать зрительный зал. Не сложностью единой шоу живет.
Как-то один тренер попросил нашего земляка поработать с его акробатами над артистизмом. Карулин им посоветовал: «Вы же не машины, вы работаете не для себя, а для зрителей, которые очень разные. Даже на занятиях, делая тренировочный прогон, старайтесь найти тех, кто смотрит на вас с интересом. Не выступайте с отсутствующим видом, найдите своего благодарного зрителя, установите с ним контакт и поделитесь своими чувствами так, чтобы он понял, это выступление было для него». Через неделю занятий основной тренер удивлялся: «Алексей, что ты такое сказал моим спортсменкам? Они теперь, выполняя композиции, смотрят на меня как на своего бойфренда».

Курс молодого циркача
Проработав девять лет в цирке, Алексей Сергеевич решил уволиться: ему вновь стало неинтересно делать одно и то же. Когда контракт закончился, он надумал вернуться в родной город. Но вице-президент компании на прощание сказал: «Алексей, пока я остаюсь на этой должности, ты тоже будешь иметь отношение к Цирку дю Солей».
Так ярославец стал представителем канадского цирка. Но это не должность свадебного генерала. Карулин – выездной агент, он выполняет специальные поручения в различных странах мира, где гастролируют труппы Цирка дю Солей и где необходима его помощь. Алексей Сергеевич успел поработать в России, Японии, США, Канаде, Сингапуре, Австралии, Бельгии, Украине. Как правило, он занимается корректировкой номеров. Бывает и так – закрывается одно шоу и надо номера видоизменять, чтобы артисты могли выступать в другой программе. Тогда и зовут Карулина. Адаптировать бывших спорт-
сменов к цирковой специфике – снова Алексей Сергеевич.

Иногда Цирк дю Солей начинает свой проект в другой стране. Так, в украинском Бердичеве в 2010 году организовали первый этап подготовки группового акробатического номера «Банкин» для шоу «Кидам». Кстати, в этом проекте участвовали и восемь ярославцев. Туда съезжались цирковые артисты и спорт-
смены со всего СНГ, и Алексей Карулин с коллегами проводили для них «курс молодого циркача». Но украинский эксперимент пошел дальше и не просто подогнал новичков под лекала канадского цирка, но еще и сделал номер с костюмами, гримом и другими атрибутами циркового шоу. Выступали с ним на больших площадках Краснодара, Киева и Бердичева. Это так понравилось канадцам, что они вынашивали планы о создании подобного центра в России. И не просто в России, а в Ярославле. У нашего города для этого есть все: современный цирк, хорошая школа акробатики, близость к Москве и специалисты, которые прошли школу Цирка дю Солей.
Правда, пока по разным причинам закрылось несколько шоу и вопрос с представительством повис в воздухе. Но если эти проблемы будут преодолены, Цирк дю Солей, возможно, вновь проявит интерес к Ярославлю.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать