11:56
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 апреля 2012

Творить, а не мыслить по шаблону

Новые образовательные стандарты для начальной школы меняют и систему дошкольной подготовки. Если раньше дошколятам к первому классу достаточно было научиться считать и читать, то сейчас эти требования уже устарели. Мы попытались разобраться, как строится сегодня дошкольная подготовка малышей и в чем ее суть.

Долой зубрежку!
– Развитие детского творчества в дошкольных учреждениях всегда было основной деятельностью педагогов, – говорит специалист городского центра развития образования психолог Роза Кручинина. – Дети постоянно лепят, рисуют, мастерят поделки, ставят спектакли, танцуют, играют. И новые образовательные стандарты продолжают и развивают эту традицию. Это касается и подготовки к школе, которая обогащается новыми подходами и методиками.
Отныне индивидуальный подход к ребенку становится главным. Учебные программы детских садов теперь направлены не на развитие конкретных навыков, таких, как умение читать, писать и считать, а на развитие интеллектуальной, эмоциональной и познавательной сфер. По мнению психологов, ребенок должен уметь строить свои отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, формулировать мысли самостоятельно, добывать информацию, действовать как по инструкции, так и по собственному плану, принимать решения, делать выбор.
Как же добиться таких высоких результатов от дошколят?
– Главное – создать для ребенка развивающую среду, – поясняет Роза Кручинина. – Педагога никто не ограничивает в выборе. Кто­-то, например, меняет пространство и ставит парты в круг, а не традиционно, друг за другом. Главное, чтобы ребенку было интересно получать новые знания, а не зазубривать старый материал.

В режиме эксперимента
Система воспитания в детском дошкольном учреждении делится на две ступени – раннее развитие ребенка младшего возраста (до пяти лет) и собственно дошкольное развитие детей пяти­-семи лет. Детские сады работают по разным развивающим программам – каждый может выбрать одну из утвержденных Министерством образования и дополнить ее собственным оригинальным содержанием. На сегодняшний день развивающих программ очень много, среди них есть такие известные, как «Детство», «Радуга», «Радость» и другие. Одни программы ориентированы на творческую деятельность, другие – на физическую культуру, третьи – на развитие речи. Но, работая по основному направлению, педагоги уделяют должное внимание и другим сферам деятельности.
– В дошкольном образовании постоянно идет эксперимент, – рассказывает старший воспитатель детского сада № 95 Елена Бондарь. – Скажем, сегодня в садах вновь введено тематическое планирование, от которого отказались в 90­е годы. Например, если ребята изучают диких животных, то эта тема проходит через весь учебный процесс – дети рисуют зверей, рассказывают о них, собирают картинки, играют в зоопарк. Интересна и так называемая проектная деятельность – устройство игровых уголков совместно с детьми, работа над поделками. К проектной деятельности сейчас активно подключаются родители. Конечно, поначалу их приходится уговаривать и объяснять важность совместной с ребенком творческой деятельности. Но когда мамы и папы уже втянулись в процесс, их, как говорится, за уши не оттащишь.

В доброжелательной обстановке
Непосредственно при подготовке к школе тенденция к игровой и исследовательской деятельности сохраняется, но упор делается на развитие таких важных качеств, как внимание, мышление, умение самостоятельно находить информацию.
– Ребенок должен быть заинтересованным, открытым, любознательным, активным, – считает Роза Кручинина. – И тогда он быстро научится писать, считать, читать, решать. Сначала надо сформировать в нем интерес к познанию, а конкретные навыки он освоит быстро. Это возможно, если только обучение проходит в доброжелательной обстановке. Ведь часто дети не могут хорошо учиться в школе из­-за заниженной самооценки, сформированной в раннем детстве.
По новым методикам сегодня работают и курсы подготовки к школе. По словам заместителя директора департамента образования мэрии Ярославля Елены Ивановой, с октября по май они работают почти во всех школах города. В них преподают учителя начальных классов, так что у детей есть возможность познакомиться со своим первым учителем заранее.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать