22:23
вторник,
23 апреля 2024 г.
9.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 февраля 2011

Учись и работай!

Месяц назад помощник Президента России Аркадий Дворкович высказал мнение, что стипендии студентам стоит отменить. Дворкович считает, что всего в жизни нужно добиваться своим трудом, что люди, которые хотят получить образование, не должны требовать компенсации от государства. Как к этому заявлению относятся ярославские студенты? На что молодые люди тратят свою стипендию? Имеют ли они возможность одновременно работать и учиться? Что по этому поводу думают преподаватели вузов? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты «Городских новостей».


СИТУАЦИЯ
Выучат на… охранника

– Я завтракаю и обедаю именно на студенческую стипендию, – рассказывает студент третьего курса ЯрГУ Михаил. – Как я умудряюсь питаться на эти деньги? А все очень просто. Я покупаю в месяц 30 пачек китайской быстрорастворимой лапши – это 120 рублей и еще 30 банок консервов: килька в масле, тунец для салатов, сардины. Это стоит примерно 29 – 33 рубля за банку, то есть трачу еще 900 рублей в месяц. Получается, что на обед у меня уходит 1000 – 1100 рублей. А на оставшиеся двести рублей я покупаю пирожки. Это мой завтрак. В итоге все затраты составляют 1300 рублей. Я подрабатываю охранником, график работы у меня скользящий, поэтому сегодня я могу пообедать дома, а завтра в это же время буду на работе. Не понесу же я с собой суп? А так банку консервов и лапшу кинул в рюкзак и пошел – можешь пообедать в любое время. Конечно, тяжело есть каждый день одно и то же. Но я не ярославский, и мне приходится жить на те средства, которые у меня есть. Чтобы платить меньше, мы с друзьями снимаем вшестером трехкомнатную квартиру. На жилье, а также на транспорт, телефон, общий ужин и одежду я трачу деньги, которые мне присылают родители (это очень небольшая сумма), и свою зарплату охранника. Если меня лишат стипендии, то я буду вынужден больше работать и меньше времени тратить на учебу. Мое мнение такое: если государство хочет сэкономить на стипендиях, то ему это дорого обойдется. Я буду только числиться обучающимся на инженера. А реально государство в течение пяти лет будет тратить деньги на обучение охранника магазина. Думаю, что я не один такой. Большинство студентов вынуждены подрабатывать.

За двумя зайцами
«Стипендию платить надо обязательно», – так считают все студенты, но даже при ее наличии ищут возможность дополнительного заработка. Молодые люди подрабатывают везде, где только можно: устраиваются официантами, барменами, охранниками в ночные клубы, промоутерами, помощниками воспитателей, медсестрами и медбратьями, грузчиками, консультантами в магазины… Самый лучший вариант – работать по профессии. Начав трудовую деятельность, студент убивает сразу двух зайцев: вопервых, получает дополнительный доход, а вовторых, приобретает необходимый опыт.
К примеру, многие студенты факультета «Социальнокультурный сервис и туризм» ЯГПУ имени Ушинского предпочитают начинать свою карьеру чуть ли не с первого курса. Ребята подают заявки на участие в различных программах и летом после сдачи экзаменов трудятся на ресепшене, а также в качестве аниматоров, гидов­переводчиков в различных отелях Турции, Греции, Италии.
Например, бывшая студентка этого факультета Екатерина Ширягина каждое лето работала за рубежом. Девушка свободно владеет английским, немецким и итальянским языками, поэтому чувствует себя уверенно в любой стране мира. Трудовая карьера студентки началась с того, что она с родителями поехала отдыхать в Анталью. В отеле не оказалось русскоговорящего гида, назревал скандал, и Катя, что называется, пришла на помощь. Потом этой гостинице срочно потребовался аниматор. Поскольку Катя с детства занималась в танцевальной студии, принимала участие в различных конкурсах, прекрасно двигалась и уверенно вела себя на сцене, она решила попробовать себя и в этой роли. Оказалось, что девушка обладает прекрасными организаторскими способностями. Руководство отеля осталось довольно ее работой. На следующий год Катю пригласили в Стамбул переводчиком, затем она работала в пятизвездочных отелях Белека и Антальи, а после окончания 4го курса попробовала себя в роли администратора и гидапереводчика в одном из престижных итальянских отелей. За лето, проведенное в Италии, у Кати появилось много друзей и подруг среди итальянцев.
После окончания университета девушку пригласили на постоянную работу гидом­переводчиком в один из престижных отелей Италии.

Стипендии бывают разные
Сегодня студентам вузов положено аж две стипендии: социальная и академическая. Социальная выплачивается ребятам из малообеспеченных семей (при наличии справки из органов соцзащиты), детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам I и II групп, студентам — ветеранам боевых действий, а также пострадавшим в результате терактов и катастроф.
Обычная (академическая) стипендия, как и в советское время, назначается в зависимости от результатов сессии: тем, у кого нет «хвостов» — текущих задолженностей в семестре. Ее размер чуть больше 1000. Сдавшие на «4» и «5» могут рассчитывать на повышенную выплату – такая стипендия будет на 500 – 600 рублей больше. А самая большая академическая стипендия – у круглых отличников. Но даже она невелика по нынешним временам.
Однако при очень большом желании можно получать и еще одно пособие. Например, есть государственные стипендии – Президента РФ (порядка 2000 рублей) и Правительства России (около полутора тысяч рублей). Есть еще стипендия фонда Потанина, которая выдается только отличникам после жесткого конкурсного отбора. На региональном уровне существует губернаторская стипендия. Чтобы добиться получения каждой из них, недостаточно просто быть отличником. Здесь требуется нечто большее, чем оценки в зачетке: научные работы, выступления на конференциях, участие и победы во всевозможных олимпиадах.
Еще существуют именные стипендии. Их назначают ребятам, добившимся особых успехов в учебе и научной деятельности. Именные стипендии были и раньше, в советское время. Главной, конечно, считалась Ленинская. Чтобы ее получить, надо было не только учиться на одни пятерки, но еще и проявлять немалую общественную активность. Но зато и размер был внушительным — 120 рублей, в то время как обычная советская стипендия варьировалась в пределах 30 – 50 рублей. Ленинская стипендия была упразднена, но прочие именные стипендии остались, даже прибавились новые. Если раньше перечень утверждался «сверху», то теперь каждое высшее учебное заведение имеет право устанавливать их самостоятельно. Например, в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского учреждены стипендии имени К.Д.Ушинского, Л.В.Сретенского, З.А.Ско-пеца.

Только хорошистам и отличникам
А вот что по поводу отмены стипендий думают преподаватели ярославских вузов.
– Я двумя руками голосую за предложение помощника Президента РФ Аркадия Дворковича, если студентам действительно предоставят возможность работать по специальности, – сказал в беседе с корреспондентом «ГН» Алексей МАЛАНОВ, проректор по организации учебного процесса ЯГТУ. – Думаю, никто из наших студентов от этого не откажется. Вопрос вот только в чем: где, хотелось бы знать, будут созданы рабочие места, руководство какого завода пойдет на то, чтобы студенты там работали по одному дню в неделю? Что касается предложения Дворковича вообще отказаться от выплаты стипендий студентам, то это посыл неверный. Платить надо обязательно, но только тем, кто учится на «отлично» и «хорошо», уравниловки тут быть не должно.
– Если студент успевает хорошо учиться, он должен получать стипендию, – считает Андрей СОКОЛОВ, декан исторического факультета ЯГПУ имени Ушинского. – На мой взгляд, советская система в этом плане была более логична: сдал успешно сессию – получай стипендию, а нет – это твои проблемы. Что касается социальных стипендий, то я не самый активный их сторонник, многие студенты, которым они положены по закону, зачастую учатся спустя рукава. Между тем эти деньги можно было бы платить ребятам, которые, учась в институте, активно занимаются научной и исследовательской деятельностью. И еще я выступаю против того, чтобы российские вузы делились на «столичные» и «провинциальные». Почему? Да потому, что мне непонятны критерии, по которым одни учебные заведения финансируются лучше других.
– Стипендии должны получать только те студенты, которые не могут работать, или те, которым очень нужна помощь, то есть инвалиды и сироты, – говорит Александр ДУГИН, декан экономического факультета ЯГСХА. – Но еще я бы лично платил тем ребятам, которые блестяще учатся и активно занимаются научной деятельностью. Это будет хорошим стимулом для остальных.

На эти деньги не проживешь!
В студенческой среде известие об отмене стипендии вызвало неоднозначную реакцию. Дело в том, что ее получателей осталось не так уж много.
– Я учусь на платном отделении. И ежегодно отдаю вузу приличные деньги. Никаких пособий от государства я никогда не получал, – говорит студент одного из коммерческих вузов Ярославля Николай Рыбаков. – Так что мне все равно, от
менят стипендию или нет.
– Конечно, хотелось бы, чтобы стипендия осталась, но жить на полторы тысячи все равно невозможно, – считает обладательница повышенной стипендии, студентка государственного вуза Анна Удалова. – Когда моя мама училась в институте, на стипендию худобедо можно было свести концы с концами. Сорок рублей в те времена – это почти треть зарплаты многих советских граждан. А много ли россиян сейчас получают 4 тысячи 500 рублей? Сегодня большинство студентов содержат родители. Остальные вынуждены подрабатывать.

МНЕНИЕ
– Есть часть студентов, которые не нуждаются в стипендиях, а есть те, для кого это важно и чувствительно. В силах студенческих советов более активно участвовать в распределении стипендиального фонда, – так считает министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.

ЯЗЫКОМ ЦИФР
В Ярославской области зарегистрировано
39 государственных и коммерческих высших учебных заведений.
Наибольшее число студентов обучается в государственных вузах и филиалах – более
77,7 процента, а 22,3 процента – в коммерческих. Студенты, получающие высшее образование за счет средств федерального бюджетного финансирования, составляют 43,3 процента от общей численности. В государственных образовательных учреждениях области и филиалах на бюджетной основе обучаются более 22,6 тысячи человек, на 10 тысяч жителей области приходится 173 места, обеспеченных бюджетным финансированием.
Наиболее востребованными формами обучения являются очная и заочная, на долю которых приходится соответственно 44,6 и 51,7 процента студентов.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать