23:00
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 октября 2016

Управ, ты не прав!

Наверное, трудно найти ярославца, который был бы абсолютно доволен состоянием своего дома, если это не хозяин новенького коттеджа. Тем же, кому выпало жить в многоквартирных домах, коих в городе большинство, зачастую приходится с трудом решать проблемы по ремонту и содержанию жилья. В редакцию «Городских новостей» от читателей регулярно поступают жалобы, львиная доля которых касается коммунальных проблем. Одним из первых вопросов, которые задают журналисты в подобных случаях: а вы обращались в свою управляющую компанию? В ответ – тяжкий вздох...

Нерадивые родители

Конечно, проблемы с управляющими компаниями возникли не сегодня. Уже более десяти лет, с принятия в 2004 году Жилищного кодекса, отрасль постоянно реформируется. Тогда говорили, что жилищно-коммунальное хозяйство должно стать рыночной сферой, где бы собственник жилья чувствовал свою ответственность за принадлежащие ему квадратные метры, а государство в регулировании отношений в ЖКХ участвовало бы минимально. Почему-то ответственность воспитывали лишь в собственниках, но не в коммунальщиках.

На тот момент в Ярославле в каждом районе города была своя дирекция единого заказчика. Это структура находилась в ведении департамента городского хозяйства. И все вместе они составляли единую, строгую вертикаль: ДГХ, то есть департамент городского хозяйства, будучи структурным подразделением мэрии, регулировал и контролировал деятельность ДЕЗов. Те в свою очередь заказывали необходимые виды работ у РЭУ, контролировали их работу. Собственники жилья оказывались на положении детишек у «родителей» – ДЕЗов. Ведь «папы с мамами» лучше знают, что нужно купить для своего чада, мнение которого спрашивать необязательно. Вот и ДЕЗы заказывали работы, руководствуясь своими графиками, планами, составленными на несколько лет вперед. Мнение жильцов мало кого интересовало.

Но ДЕЗы оказались не самыми заботливыми и чуткими «родителями». «Все течет, и ничего не изменяется» – таков лейтмотив жалоб со стороны жильцов в те времена. Крыши, трубы постоянно протекали, а на просьбы устранить течь, коммунальщики отвечали: «Ваш дом у нас в планах на далекий год».

Время частников

И вот начались реформы ЖКХ на законодательном уровне. Был принят Жилищный кодекс, затем в 2007 году Федеральный закон № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По 185-ФЗ выполняли капитальный ремонт многоквартирных домов, половину средств выделял федеральный бюджет. Правда, среди условий выделения денег было одно любопытное: управление многоквартирными домами должно перейти к частным организациям. Конечно, не сразу, а постепенно, на протяжении нескольких лет.

Ярославль в те годы активно готовился к празднованию 1000-летия, но не отмечать же юбилей города в неотремонтированных домах! Город с завидным энтузиазмом начал выполнять условия фонда. И – способствовать созданию частных управляющих компаний.

Первоначально ДЕЗы акционировали, превратили их в Управдомы, акции продали, требования фонда выполнили. Параллельно стали появляться и другие управляющие компании – «дочки» строительных фирм, перепрофилированные бывшие РЭУ, предприниматели и просто авантюристы, почувствовавшие, что смогут неплохо заработать в жилищном бизнесе. Появилось и понятие «общедомовое имущество», за которое ответственность должны нести также собственники. «Моей крепостью» стала не только квартира, но и лестничные площадки, лифты, кровли, подвалы, фасады, подъезды.

– У меня есть документы, подтверждающие право собственности на квартиру, в них прописаны метраж, планировка и все прочие нюансы. Но у меня нет ни одного документа на весь многоквартирный дом или хотя бы на долю в нем! На основании чего я должен нести ответственность за общедомовое имущество? – вопрошал пенсионер Дмитрий Игоревич. Ему ответом была пространная фраза: на основании Жилищного кодекса. И все!

Вскоре 185-ФЗ, а вместе с ним и капитальный ремонт за государственный счет, перестали существовать. А частные управляющие компании, большие и малые, остались, сохранилось и понятие общедомовой собственности.

Сам себе хозяин

На сегодняшний день только в Ярославле действуют 47 управляющих компаний: 8 крупных, в ведении которых 50 и более домов, 26 компаний имеют от 10 до 50 домов, у остальных 10 и меньше. И 3 управляющие компании, несмотря на свое название, вовсе не управляют домами, а лишь осуществляют подрядную деятельность.

Конечно, все бывшие ДЕЗы находятся в первой восьмерке и управляют большинством домов Ярославля. Самая крупная из них – «Управдом Дзержинского района» – ведает 583 домами. Но и Управдомы других районов в своем ведении имеют по 300 – 400 домов.

Как ярославцы были недовольны ДЕЗами, так и сейчас они недовольны работой управляющих компаний. Только если раньше можно было пожаловаться в ДГХ, в мэрию, то теперь воздействовать на Управдомы через органы местного самоуправления не получается. Частник – сам себе хозяин.

– Когда несколько лет назад мы голосовали за то, чтобы нашим домом управлял бывший ДЕЗ, а теперь «Управдом Дзержинского района», мы рассуждали так: компания большая, должна справиться. А если не справится, перейдем к другой, – говорит жительница одного из домов по улице Волгоградской. – Теперь мы недовольны нашим Управдомом, актив дома даже подавал в суд на него, требовали, чтобы нам отремонтировали трубы в подвале, привели в порядок подъезд. А на ежегодные собрания приходят представители других управляющих компаний, обещают привести дом в идеальное состояние и вообще золотые горы. Но мы опасаемся: у маленьких компаний нет средств на выполнение обещаний. Так и находимся в заложниках.

Казалось бы, для удобства горожан и стимулирования деятельности управляющих компаний было введено их лицензирование, их деятельность регулярно оценивают. Но… по данным за второе полугодие 2015 года, из нескольких десятков УК информацию, необходимую для проведения оценки, представили лишь 13 организаций. Из заветной «чертовой дюжины» самое большое количество домов было у ООО «Управляющая компания города Ярославля» – 48! 23 компании не представили сведения о деятельности, в том числе и все гиганты – «наследники» ДЕЗов.

На что жалуетесь?

Чаще всего жалуются именно на крупные управляющие компании. Как рассказала начальник муниципальной жилищной инспекции, главный муниципальный жилищный инспектор Ярославля Екатерина Мусинова, самое большое количество жалоб поступает на Управдом Заволжского района – 779. Люди жалуются на плохое состояние инженерных сетей, неотремонтированные подъезды. Чуть меньше жалоб на Дзержинский Управдом – 738. Основные претензии – состояние кровли, неотремонтированные подъезды. Ну и на третьем месте по количеству жалоб – Управляющая компания Ленинского района, 623 обращения. Жители недовольны плохой уборкой придомовых территорий, неотремонтированными подъездами, состоянием фасадов. Жалоб на остальные три компании значительно меньше. По каждому факту на место выходит представитель муниципальной жилищной инспекции, проверяет его обоснованность. В подавляющем большинстве случаев проблемы подтверждаются, инспектор выносит предписание об устранении нарушений.

– Лучше всех устраняют нарушения Управдомы Красноперекопского и Кировского районов – около 88% в оговоренный срок, – продолжает Екатерина Мусинова. – Чуть хуже – Заволжский (84%), Фрунзенский (83%), Ленинский (72%). И хуже всех – Дзержинский, лишь 54%. Данные по обращениям хорошо соотносятся с данными по нарушениям, выявленным муниципальной инспекцией в ходе комплексной проверки. Там наибольшие претензии (298 из 637) были как раз к состоянию подъездов. Также нарушения касались состояния фасадов (108), подвалов (88), кровли (76), входной группы (50), уборки придомовых территорий (17).

Как управляющие компании выполняют предписания, контролирует жилищная инспекция. Если в отведенный срок нарушение не устраняется, то составляется протокол, накладываются штрафные санкции. Штрафы, кстати, относительно небольшие – 40 – 50 тысяч рублей. Но если за каждое из 700 с лишним нарушений заплатить такую сумму?!

Как сказала Екатерина Мусинова, штрафы выплачиваются только из прибыли управляющих компаний, направлять на эти цели средства населения запрещено.

Нужны ли посредники

– Я своевременно плачу за квартиру! И я имею право требовать, чтобы мой дом содержали в чистоте, – возмущается читатель «Городских новостей» Юрий Александрович.

Первый заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Наталья Шетнева на совещании у исполняющего полномочия мэра Владимира Слепцова, состоявшемся вскоре после его назначения на должность, сообщила, что собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги в Ярославле находится на уровне 97 процентов. Это значит, что в нашем славном городе живут законопослушные граждане, исправно оплачивающие счета.

Правда, в каждом районе и в каждой управляющей компании своя система оплаты. Жители Дзержинского района, например, каждый месяц получают отдельные платежки по каждой из услуг, а потом, оплачивая счета, чуть ли не пасьянс из них раскладывают. В других районах листочков приходит значительно меньше. Но сколько бы квитанций ярославцы ни получали, своей законопослушностью они выгодно отличаются от общей массы россиян.

Как сообщил в интервью «Известиям» замминистра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис, в целом по России темпы роста просроченной задолженности составляют 10 процентов.

Минстрой предлагает исключить из цепочки платежей посредника в виде управляющей компании. Оплата будет осуществляться потребителями напрямую поставщикам услуг. При этом «расщепление» платежей будет происходить на уровне банка.

Согласно другому предложению в единой квитанции должны будут указываться реквизиты нескольких компаний. И здесь очень важно сделать цепочку оплаты прозрачной. «Исключая управляющие компании из финансового потока, мы, во-первых, снижаем риски, а во-вторых, делаем рынок неинтересным для тех, чья бизнес-модель – не управлять жильем, а пытаться заработать на денежном потоке», – цитируют «Известия» Андрея Чибиса.

Вместо эпилога

Можно считать, что вся предыдущая история управляющих компаний была своеобразным «пряником». Их механически перенесли в рыночные условия, предоставили им несколько тысяч потребителей услуг – многоквартирные дома. Но проживающие в этих домах улучшения не увидели.

– Для решения проблемы некачественной работы управляющих компаний мы ужесточаем к ним требования, – комментирует ситуацию заместитель мэра Ярославля – директор департамента городского хозяйства Александр Морозов. – За некачественное выполнение работ, несвоевременное устранение замечаний, выявленных в ходе проверок, и невыполнение предписаний мы будем налагать штрафы: на юрлицо 40 – 50 тысяч рублей. Но также штрафовать будем и руководителей управляющих компаний – на 4 – 5 тысяч рублей. После того как управляющая компания или ее руководитель будут оштрафованы дважды, может быть поставлен вопрос об отзыве лицензии.

Как рассказала 18 октября на брифинге с журналистами Екатерина Мусинова, на днях состоялось рабочее совещание руководителей муниципальной жилищной инспекции и областного департамента государственного жилищного надзора. Посвящено оно было упрощению процедуры исключения домов из лицензионного реестра. На нем приняли решение, что теперь для повышения ответственности руководителей УК штрафные санкции за неисполнение предписаний будут налагаться именно на должностные лица.

Но Александр Морозов советует ярославцам не дожидаться отзыва лицензии. Если видите, что компания не справляется со своими обязанностями, лучше просто организовать собрание собственников жилья, чтобы выбрать другую УК.

Неужели начинается новый этап жизни Управдомов – их качественный отбор?


КСТАТИ
В Ярославле прошел комплексный мониторинг многоквартирных домов во всех районах города. Итоги неутешительны: на 105 домов, подвергшихся проверке, пришлось 637 замечаний.
Автор: Ольга Скробина
Фото с сайтов pobedpix.com и vladnwes.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать