14:41
четверг,
25 апреля 2024 г.
11.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 августа 2012

В Ярославле пела «Латвия»

Международную часть фестиваля «Преображение» представил государственный академический хор «Латвия» – один из самых признанных в мире коллективов.

Овации и крики «Браво!»
Хор «Латвия» – нечастый гость в России, поэтому выступление в Ярославле коллектива из прибалтийской республики стало настоящим событием. В этом году «Латвия» отмечает свое
70летие. Оказывается, этот хор образован в 1942 году по соседству с нами – в Иванове. Его основателем и первым дирижером был латвийский композитор и педагог Янис Озолиньш.
С 1997 года художественным руководителем и главным дирижером «Латвии» является Марис Сирмайс. Хор много выступает за рубежом и на родине, где проходит ежегодный Международный фестиваль духовной музыки.
В первый день выступления хора в концертном зале имени Собинова прозвучали духовные песнопения. Удивительно, но музыка композиторов прошлых столетий – Монтеверди, Мендельсона, Брукнера – гармонично переплеталась с произведениями наших современников.
А за дирижерским пультом стоял Андрес Мустонен – выдающийся эстонский музыкант, скрипач, дирижер, основатель и руководитель знаменитого ансамбля старинной музыки «Hortus Musicus». Это он 40 лет назад одним из первых открыл в Советском Союзе эпоху возрождения интереса к музыке Ренессанса и Средневековья. В прошлом году маэстро Мустонен и его ансамбль принимали участие в фестивале Юрия Башмета, поразив ярославскую публику не только удивительной музыкой, но и своими нарядами – музыканты выступали в камзолах.

Моя исповедь
После концерта Андрес Мустонен ответил корреспонденту «Городских новостей» на несколько вопросов.

– Андрес, известно, что в молодости вы увлекались авангардом, хэппенингами и вдруг резко переключились на старинную и церковную музыку. Что же должно произойти в душе или мировоззрении, чтобы почувствовать желание углубиться в толщу веков?
– Я понял, что авангард – это тупик, там нет божественной гармонии. А ведь искусство должно возвышать человека, а не тянуть его вниз. Почти все современные композиторы, которые выступали на концерте, прошли через авангард. А какую небесную музыку они пишут сегодня! Люди нуждаются в ней.

– В концерте прозвучали два гимна Богородице английского композитора Джона Тавенера. Он пишет православную музыку?
– Да, Джон Тавенер более 30 лет назад принял православие, присоединился к Русской православной церкви. Он углубился в изучение богослужебных распевов. На них базируются его песнопения, которые, кстати, исполняются в православных храмах в Англии.

– Как вы думаете, почему так много современных композиторов обращается к религиозной тематике?
– Главное, что их привлекает, – духовность. Есть композиторы, которые в одном произведении объединяют христианские и исламские тексты. Это очень интересно. Вот и наш ансамбль «Hortus Musicus» ездит по миру, ищет вселенскую гармонию.

– В Таллине до сих пор существует знаменитое Певческое поле? Когда-то туда можно было запросто приехать даже любительскому хору и выступить. А сейчас?
– Это время вернется. Политика не должна разделять культуру. Россия и Прибалтика близки, и мы это ощущаем.

– Андрес, вы скрипач, дирижер, руководитель ансамбля. Кроме музыки есть что­-то еще в жизни?
– То, что я делаю, – это и есть моя жизнь и моя исповедь.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать