17:54
вторник,
10 сентября 2024 г.
24.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 мая 2010

Воспитание успешного человека

Умные люди утверждают, что все гениальное просто. Но как проникнуть в тайну этой простоты? На этот вопрос многие так и не находят ответа. Может быть, потому, что на их пути не встретился по-настоящему мудрый человек. Такой, как Татьяна Анатольевна Грачева.

Эта хрупкая женщина с огромными голубыми глазами завораживает сразу, как только начинает говорить. Секрет ее обаяния прост – она мудра.
Татьяна Анатольевна имеет немало регалий, она заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории, завуч школы №75. У нее за плечами огромный опыт педагогической работы, а будущих первоклассников, желающих попасть к ней учиться, всегда больше, чем мест в классе. Но, как бы ни был приятен факт признания обществом твоих заслуг, это отнюдь не самый важный показатель успешности в этой жизни. По крайней мере для нашей героини. Потому что главная ее награда – это любящие дочь и внучка.
– Татьяна Анатольевна, вы самый важный учитель для всех детей и их родителей, потому что это вы встречаете ребятишек на пороге школы и ведете в новый, взрослый мир. Сегодня у нас существует великое множество образовательных программ. Какую выбрать для ребенка, идущего в первый класс?
– А они все очень интересные и хорошие. Родителям лучше выбирать не программу, а учителя для своего малыша. Такого, который не только любит детей, но и понимает их. А еще педагог начальных классов должен уметь разглядеть личность в каждом ребенке.
Теперь о программах. Мы много лет у себя в школе внимательно изучаем и работаем фактически по всем, что рекомендованы Министерством образования и науки, а это и развивающие, и традиционные программы. Стараемся, чтобы у детей и их родителей был выбор. Сегодня детские сады нашего микрорайона предпочитают работать с будущими первоклассниками по программе «Школа­2100», но вот большинство родителей, приводя деток в школу, как правило, выбор делают в пользу «Традиции». Они обосновывают свое решение тем, что без помощи учителя развивающие программы ребенку не одолеть, а им самим в них тоже непросто разобраться. Однако всегда есть и те, кто не ищет легких путей ни для себя, ни для своих детей.
Школа должна помочь сделать правильный выбор, но когда он уже сделан, ее задача – выстроить систему обучения так, чтобы между начальной школой и средним звеном была преемственность. И это очень важно. У нас делается именно так: если в начальной школе ребенок учится по программе «Школа­2100», то и в среднем звене он тоже продолжает по ней учиться.
– Очень многие родители, если у их ребенка что­то не получается, начинают нервничать, кто­то даже срывается и кричит на малыша, но от этого становится только хуже…
– Не надо бояться неудач, особенно в первом классе. Но чтобы их было как можно меньше, хорошо подготовьте ребенка к школе. В нашем учебном заведении вот уже несколько лет работает школа будущего первоклассника. Туда ходят в основном дети, не посещающие детский сад. С ними занимаются педагоги, которые через год­два будут их учить. Занятия все открытые, на них могут присутствовать как дети, так и родители.
Теперь о том, почему малышу бывает трудно учиться. Приведу простой пример. Ко мне недавно подходит мама и говорит: «Татьяна Анатольевна, а мой сын будет учиться на одни пятерки, он уже до тысячи умеет считать». «Хорошо», – говорю. И задаю мальчику простой вопрос: «Сашенька, сколько будет, если число пять увеличить на один?» В ответ молчание. А почему? Да потому, что мало знать, что после 998 будет 999. Нужно просто понимать, что, если число увеличить на единичку, получим следующее число. И наоборот. Всем этим простым премудростям учат в школах раннего развития.
Читать, идя в первый класс, ребенку тоже уметь необязательно. Лучше пусть он научится соотносить буквы со звуками, которые они обозначают. Но уж если вы учите ребенка читать, старайтесь, чтобы он читал выразительно, осознанно и грамотно, понимая все то, что написано в тексте. В этом и заключается техника чтения. К концу первого года обучения в школе ваш малыш должен читать сорок слов в минуту, это хороший результат.
– Как­то моя хорошая знакомая занималась со своей дочкой. Девочке нужно было выучить урок по природоведению, и тема­то была на первый взгляд самая простая – зона степей. Но дело шло очень туго, ребенок, несколько раз прочитав параграф в учебнике, все равно никак не мог понять, что это за зверь такой, степь…
– Потому что в этом возрасте дети не воспринимают материал без соответствующего зрительного ряда. Нужно было показать девочке на картинке сначала смешанный лес, а затем степь и спросить, чем один пейзаж отличается от другого, в чем между ними разница. Затем маме можно уже, к примеру, спросить: «Как ты думаешь, почему в степи зайцу выжить сложно, а суслику легко?» И если дочка ответила на ее вопрос правильно, пятерка вам обеспечена. Другими словами, вы как бы помогаете создать проблему, которую ребенок должен решить и прийти к собственному выводу. Малыша надо мотивировать на деятельность, он должен быть соучастником процесса обучения, а не просто зрителем. Вот вам простой пример.

Все знают, что к 6 прибавить 5 можно разными способами. Можно прибавлять по единице, а можно, увеличив число до десятка, прибавить к нему единицу. Конечно, второй способ предпочтительнее, потому что быстрее дает возможность получить ответ. Но когда мы с детьми разбираем этот пример в классе, то я стараюсь, чтобы к этому выводу дети пришли сами. У многих получается не сразу, но не надо спешить. Ребенку важно самому все понять и во всем разобраться. Тогда он будет сориентирован на успех, а это и есть самое главное предназначение педагога – воспитать успешного человека.
– Вам, наверное, приходится постоянно учиться, ведь дети начала 80­х годов прошлого века и начала века нынешнего отличаются друг от друга…
– Конечно, отличаются, но это же здорово! Учиться мне действительно приходится постоянно, каждый набор первоклассников для меня – шаг к новому миру. Нынешние, например, очень компьютеризированные, если можно так сказать. Для них живое слово менее значимо. Они более молчаливы, чем их мамы и папы, более сосредоточены на чем­то своем.
Поколение ребят 80­х – начала 90­х было более непоседливым. У них фаворитом была книга, а слово учителя считалось очень важным. Они любили рассуждать, отстаивать свою точку зрения, причем старались это делать аргументированно.
– Но неужели современные дети мало читают?
– Для них герой дня – Гарри Поттер. Честно говоря, я не в восторге от юного волшебника, но вынуждена была прочитать все многотомное произведение Джоан Роулинг, потому что его читали мои дети. Конечно, они читают и литературу по программе, но уже не с таким интересом, как их родители. Хотя, на мой взгляд, мы рекомендуем хорошие книги.
– Скажите, а вы часто ставите двойки своим ученикам?
– Нет. Что значит поставить двойку? Это признать, что ребенка, если он здоров, просто не научили. Надо искать причины, по которым это произошло, а их, как правило, две: либо педагог недорабатывает, либо дома что­то у ученика не так.
Если же все относительно нормально, то я обычно поступаю так: плохую оценку не ставлю, но говорю: «Посмотри, Петя, у тебя стоит пустая клеточка в журнале. Надо ее заполнить. Сегодня ты этого сделать не смог, я спрошу тебя в пятницу. Если тебе что­то непонятно, я жду тебя в группе продленного дня, приходи». И в пятницу я его непременно спрошу.
– В школе нередко возникают ситуации, когда родители обижаются на учителей. Им кажется, что педагоги излишне придираются к их ребенку или, напротив, не обращают на него внимания.
– Мне, наверное, повезло. У меня в классе всегда учатся изумительные дети, у которых очень неравнодушные родители, с огромным желанием принимающие участие во всех наших классных делах. Вообще, учителю важно как можно быстрее найти контакт с родителями. Я обычно первое родительское собрание провожу до 10 сентября, знакомлюсь со всеми, рассказываю о психологических особенностях детей семилетнего возраста, о тех трудностях, которые могут встретиться на нашем общем пути. Родителей мальчиков всегда предупреждаю, что сыновья любят похвалу, но материальную, а родителям девочек напоминаю, что помимо похвалы мамы они обязательно нуждаются в одобрении учителя.
– Что значит материальная похвала?
– Отметка хорошая. За хорошую работу мальчика обязательно надо не только похвалить или поставить пятерку, но и дать, например, звездочку. А вот девочку надо отмечать постоянно. Если ей мама сказала, что она умница, то это замечательно, а если еще и Татьяна Анатольевна похвалила, то большего ей и не надо, ей даже звездочка не нужна. Главное – ее заметили. Это особенность женской психологии.
– А родителей вы ругаете?
– Ни в коем случае! Даже фамилии не называю. Но есть маленькая хитрость. На собрании вы говорите: «Спасибо большое, Петр Алексеевич, вы нам так помогли!» или «Людмила Михайловна, у вашего Паши все просто замечательно!» Другие родители видят, что в этом классе учитель за всем наблюдает, ему очень важно, чтобы семья работала вместе со школой. Это и для ребенка очень важно, потому что, если он знает, что его дело стало и делом родителей, значит, оно действительно важное.
Но воспитывает ребенка семья. Такая, где каждый живет не сам по себе, а все решается сообща, где всегда помогут друг другу.
– Говорят, педагогу, как и артисту, надо вовремя уйти. А как узнать, что такое время пришло?
– Да очень просто. Если ты заходишь в класс и чувствуешь, что у тебя какой­то ребенок вызывает недовольство, все, не мешкай, ты свое уже отработал.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать