
Возврат – дело тонкое
– Как быть, если не устраивает качество приобретенных изделий? Ирина Алексеевна: Закон «О защите прав потребителей» действительно работающий, ст.18 регламентирует права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.Потребитель, приобретая некачественный товар, может обратиться к продавцу и предъявить свое требование на возврат денег, на соразмерное уменьшение цены или на замену товара на любой другой с доплатой или выплатой в зависимости от стоимости покупки.
Каждый потребитель имеет право в разумный срок, в пределах двух лет, предъявить требование, если в товаре обнаружился дефект производственного характера. Правда, есть одно «но»: если на изделие установлен гарантийный срок и дефект проявился в течение этого периода, потребитель обращается к продавцу и предъявляет свою претензию. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Если дефект обнаружился по истечении гарантийного срока или он не установлен, то в случае возникновения спора независимую экспертизу проводит уже покупатель.
Елена Борисовна: Когда мы покупаем товар ненадлежащего качества, совсем необязательно дело доводить до экспертизы. Потребитель приходит с претензией. Если продавец видит, что брак заводской, ему нет смысла отказываться, экспертиза – услуга дорогая. А возвращать придется стоимость и товара, и экспертизы. При обнаружении недостатков в обуви, одежде, в технике у потребителя есть право присутствовать при проверке качества. Бывает так: сдают технику продавцу на проверку качества, а затем получают ответ – да, внутри товара все залито или разбито. Поэтому, чтобы не было таких моментов, рекомендуем потребителям пользоваться своим правом присутствовать на проверке качества. Как только вам в этом отказывают, сразу возникают сомнения: по какой причине? Когда вам отказали, необходимо принять решение: смотрите без меня, если не согласен – буду спорить, либо самостоятельно провести независимую экспертизу. В случае доказательства своей правоты покупатель взыскивает с продавца и стоимость товара, и стоимость экспертизы.
– С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
Елена Борисовна: Характер обращений может быть разным: на качество товаров или услуг, на отсутствие информации, на сроки. В нашем негативном списке лидируют телефоны, коммуникаторы, компьютерная техника. Вне зависимости от сезона жалуются на качество обуви. Что касается сезонного товара, то уже какой год на первом месте по обращениям – шубы.
– И как быть, если долгожданная покупка оказалась с браком?
Елена Борисовна: Начинать надо всегда с письменной претензии и указывать конкретные требования, у каждого из них есть конкретные сроки исполнения.
Наши полномочия можно реализовать по статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой покупателю обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о товаре. Когда мне не говорят, кто, из чего и где сделал, как этим пользоваться, можно воспользоваться статьей 12 и предъявлять претензии даже по товару, который сломан или испорчен. Например, купили платье или блузку – постирали, вещь полиняла. В любом швейном изделии должна быть бирка с информацией о правилах по уходу. Если такой информации нет, смело можно предъявлять претензии продавцу. У потребителя есть законное право такой товар вернуть.
Ирина Алексеевна: Информация об изготовителе, его юридическом адресе обязательна. При ее отсутствии однозначно можно предъявлять претензию продавцу. Бывает, что магазин закрылся, тогда можно предъявить требование к изготовителю. Вся информация должна быть и на русском языке, при ее отсутствии у потребителя есть право предъявить претензию продавцу.
Елена Борисовна: Вот живой пример. Недавно на приеме была женщина, почти три года назад она купила холодильник. Гарантия – 3 года – еще не прошла, а организации уже нет. На этом месте располагается другое юридическое лицо, там помочь отказались. Но сохранился гарантийный талон, где указано представительство фирмы в РФ, туда и можно обратиться. Не все так плохо. Концы всегда можно найти, было бы желание, вернее, готовность защищать свои права. Нужен настрой.
– Можно ли дать совет, как бороться с теми, кто торгует обувью или одеждой на рынках? Кассовых чеков они не дают.
Елена Борисовна: Не стесняйтесь спрашивать документы, подтверждающие факт покупки. Кассовых чеков нет – требуйте товарный чек с реквизитами. У потребителя есть право обращаться по некачественному товару в разумных пределах до двух лет с момента покупки. Если продавец говорит, что вы у него ничего не покупали, это еще ничего не значит. У потребителя есть право в судебном порядке доказать, что покупка сделана именно здесь. Это дело принципа. Если в торговой точке отсутствует информация о продавце, можно обратиться в контролирующие органы в письменном виде, которые могут наказать виновных в административном порядке.
У нас сейчас много ярмарок, выставок. Чтобы себя подстраховать, к заезжим торговцам можно также предъявлять претензии в разумных пределах в течение двух лет. Необходимо располагать информацией о принадлежности торговой точки. Покупатель может обратиться в суд за защитой своих прав.
Ирина Алексеевна: Недавно пришло письмо из суда. Мужчина приобрел за две тысячи рублей телефон, в котором проявился недостаток, магазин устранить недостаток отказался. Покупатель решил пойти до конца и обратился к мировому судье, также аргументировал и моральный вред, который был ему нанесен. В результате потребитель получил деньги в сумме 10 тысяч рублей. Вот так продавец наказал себя.
Елена Борисовна: Мы сейчас перешли к нашему праву на обмен товара. У нас есть право по закону заменить товар, который не подошел по форме, габаритам, фасону, размеру, расцветке либо комплектации. Но для этого должны быть соблюдены три условия: с момента покупки не прошло 14 дней, вещь не была в эксплуатации, сохранены внешний вид и потребительские свойства. Иными словами, вещь не носили, ярлыки не состригали. В том случае если заменить не на что, возвращаются деньги. Но существует перечень изделий, которые обмену и возврату не подлежат: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, ювелирные изделия, технически сложные товары, на которые установлен гарантийный срок, и др.
– Есть такая категория, как услуги. Какие права у нас есть и как их можно защитить?
Елена Борисовна: Все опять же начинается с письменной претензии. Но если по товару у нас есть право выбора: либо деньги, либо замена, либо уменьшение цены, по услугам немножко по-другому. При оказании некачественной услуги мы вправе отказаться от нее при наличии существенного недостатка. Если сделали что-то не так, первое требование – переделка. Это касается и ремонта квартиры. Не могут, не хотят – у потребителя есть право требовать уменьшения цены услуги.
У заказчика есть право отказаться от услуги и по другим причинам, но только за минусом расходов исполнителя. Заказал тумбочку, через неделю она не нужна. Это возможно, но при этом потребитель теряет сумму, которая уже вложена в заказ.
– Подскажите, куда жаловаться на некачественные продукты питания?
Елена Борисовна: В Рос-
потребнадзор, но только должна быть мотивация: отказали рассмотреть вопрос, книгу отзывов и предложений не выдали.
– Принцип работы у вас заявительный?
Елена Борисовна: Да, у нас нет полномочий для проверки каких-либо структур.
– Как вы оцениваете уровень культуры ярославских потребителей. Он изменился за последние годы?
Елена Борисовна: Ярославцы стали грамотнее. Сейчас молодые люди в большинстве своем понимают, что нужно излагать свои претензии в письменном виде.
– В последнее время популярна покупка товаров через Интернет. Как здесь себя подстраховать?
Елена Борисовна: При дистанционном способе продажи можно отказаться даже от хорошего товара в течение 7 дней без объяснения причины, но он должен быть новым, неиспользованным. По качеству все то же самое, только рекомендуем не по электронной почте отправлять претензию, а заказным письмом, если есть пункт выдачи или представительство – обращаться туда напрямую.
Еще важный момент, когда в ходе оказания услуг вещь потеряли. В этом случае есть право обращаться к исполнителю услуги за возмещением двукратной стоимости товара по оценке.
– Можно ли вернуть товар, если, например, вам подарили точно такой же?
Ирина Алексеевна: К нам приходят потребители, которые пытались вернуть товар в магазин, допустим, сервиз, если им подарили еще один точно такой же. Пишут в претензии: мне подарили два одинаковых сервиза, прошу вернуть деньги. Получают отказ и не понимают почему. В статье 25 Закона «О защите прав потребителей» говорится об обмене качественного товара. Если бы написали в заявлении: не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, тогда деньги вам вернули бы.
Хочу отметить, право на обмен у покупателей действительно есть: выбирай другой фасон, цвет, модель. Статья дает право на обмен. Уж если совсем ничего не понравилось, тогда можно требовать деньги.
Желаем всем удачных покупок!
Беседовала
Ирина КОПЕНКИНА
Другие новости раздела «Общество»






Комментарии